Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 сентября 2017 года (выписка из протокола N 71 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2018 год, а также на плановый период 2019-2020 годов, основанные на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, Основных направлениях бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, а также на государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.
В 2018 году по-прежнему будет существовать ряд макроэкономических рисков, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и соответственно бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким рискам относятся возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть, колебаниями валютных курсов. Сохраняющиеся риски могут проявиться в замедлении экономического развития, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом того, что в 2018 году планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса рассматриваемым проектом федерального закона предлагается утвердить дефицит федерального бюджета на 2018 год.
Вместе с тем, одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций, а также расширение потенциала сбалансированного развития страны. Ключевой механизм снижения зависимости внутренних экономических условий от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры - новая конструкция бюджетных правил, на основании которых определен предельный объем расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах. Такой подход к определению предельного объема расходов является важной структурной мерой, которая будет способствовать повышению эффективности бюджетной политики.
Реализация этой цели требует проведения экономической политики, обеспечивающей внутреннюю стабильность, а также устранение дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в частности, с демографическими вызовами.
Несмотря на то, что объективная сложность текущей ситуации порождает особые требования к условиям и процедурам формирования и исполнения федерального бюджета, законопроект направлен на реализацию заявленных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетов.
В законопроекте предусмотрены также бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, направленных на решение неотложных задач экономического и социального развития страны.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов
Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 97 трлн. 462,0 млрд. рублей (в 2017 году - 86 трлн. 806,0 млрд. рублей, в 2016 году - 78 трлн. 673,0 млрд. рублей в 2015 году - 77 трлн. 498,0 млрд. рублей) и уровень инфляции, не превышающий 4 процентов (на 2017 год также было запланировано 4 процента, на 2016 год - 6,4 процента, в 2015 году планировалось - 5,5 процентов, реально - больше 12 процентов, в 2014 году - 5,0 процентов, в 2013 году - 5,5 процентов);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15 трлн. 257 млрд. 805 млн. 147,7 тыс. рублей (в проекте бюджета 2017 года планировалось 13 трлн. 487 млрд. 566 млн. 771,6 тыс. рублей, в проекте бюджета 2016 года прогнозировалось 13 трлн. 738 млрд. 468 млн. 671,8 тыс. рублей, в проекте бюджета 2015 года - 15 трлн. 082 млрд. 360 млн. 651,0 тыс. рублей, в проекте бюджета 2014 - 14 238 774 490,0 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 трлн. 529 млрд. 198 млн. 751,4 тыс. рублей (на 2017 год прогнозировалось 16 трлн. 240 млрд. 809 млн. 139,5 тыс. рублей, на 2016 год - 16 трлн. 098 млрд. 658 млн. 671,8 тыс. рублей, на 2015 год - 15 трлн. 513 млрд. 079 млн. 294,0 тыс. рублей, на 2014 - 13 960 133 315,8 тыс. рублей);
4) дефицит федерального бюджета составит 1 трлн. 271 млрд. 393 млн. 603,7 тыс. рублей (прогноз на 2017 год - 2 трлн. 753 млрд. 242 млн. 367,9 тыс. рублей (3% ВВП), на 2016 год - 2 трлн. 360 млрд. 190 млн. 000,0 тыс. рублей).
Таким образом, можно отметить рост ряда показателей в сравнении с проектными показателями прошлых лет: вырастут доходы, расходы, ВВП. Размер инфляции планируется удерживать в размере 4% в ближайшие три года. Вместе с тем, темпы роста ВВП пока отстают от среднемировых.
В 2019-2020 годах ожидается увеличение объема ВВП, увеличение доходов, что приведет к сокращению его нынешнего дефицита (на 2019 год в сумме 819 млрд. рублей и на 2020 год в сумме 869 млрд. рублей).
Законопроектом не предусматривается установление нормативной величины Резервного фонда, тогда как на 2017 год размер Резервного фонда устанавливался в сумме 6 трлн. 076 млрд. 420 млн. 000,0 тыс. рублей, а в 2018-2019 годах величина Резервного фонда должна была быть увеличена.
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Среди мер, направленных на обеспечение устойчивости бюджетной системы, следует отметить разработку долгосрочного бюджетного прогноза, трехлетнее бюджетное планирование, обязательное наличие условно-утвержденных расходов в плановом периоде, а также меры по снижению зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
III. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" (10 04) раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Бюджетные ассигнования по разделу "Социальная политика" составят:
в 2018 году - 4 трлн. 706 млрд. 143,1 млн. рублей,
в 2019 году - 4 трлн. 741 млрд. 791,6 млн. рублей,
в 2020 году - 4 трлн. 873 млрд. 307,7 млн. рублей.
На финансирование мероприятий по подразделу "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" (см. приложение 13) предусмотрено:
в 2018 году - 451 млрд. 350 млн. 472,3 тыс. руб.
в 2019 году - 426 млрд. 236 млн. 256,0 тыс. руб.
в 2020 году - 412 млрд. 159 млн. 576,2 тыс. руб.
Из них:
В составе бюджетных ассигнований, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в 2018 году, предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату материнского (семейного) капитала:
в 2018 году в объеме 341 млрд. 499,7 млн. рублей (103,4% к уровню предыдущего года),
в 2019 году - 311 млрд. ,4 млн. рублей (91,1%),
в 2020 году - 292 млрд. 655,8 млн. рублей (94,0%).
(Справочно: в проекте бюджета на 2017 год - 330 млрд. 207,0 млн. руб.).
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на указанные цели (выплату материнского (семейного) капитала определен исходя из сохранения размера капитала на уровне 2017 года (453 тыс. 026 рублей). Таким образом, размер материнского (семейного) капитала остается неизменным четвертый год подряд, невзирая на наличие инфляции, ежегодно устанавливаемой законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Расходы федерального бюджета в 2017 году, направляемые на государственную поддержку семей и детей
1. Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" ("семейно-детский бюджет"), отмечается некоторое увеличение указанных ассигнований в реальном выражении.
Общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона, составляют:
на 2018 год - 571 млрд. 335 млн. 604,8 тыс. руб. (0,58% ВВП)
на 2019 год - 538 млрд. 905 млн. 155,9 тыс. руб.
на 2020 год - 525 млрд. 874 млн. 348,6 тыс. руб.
(Справочно: на 2017 год - 505 млрд. 916 млн. 179,5 тыс. руб., (0,58% ВВП), на 2016 год - 434 млрд. 442 млн. 264,7 тыс. руб.).
Из них на реализацию мероприятий, связанных с поддержкой семьи и детей и относящихся к государственной программе "Социальная поддержка граждан" предусмотрено:
на 2018 год - 476 млрд. 450 млн. 682,8 тыс. руб.
на 2019 год - 452 млрд. 126 млн. 166,4 тыс. руб.
на 2020 год - 438 млрд. 772 млн. 612,7 тыс. руб.
(Справочно: на 2017 год - 465 млрд. 938 млн. 972,7 тыс. руб.,на 2016 год - 434 млрд. 442 млн. 264,7 тыс. руб.).
2. Предусмотренные в законопроекте (см. документ "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей") объемы бюджетных ассигнований (476 млрд. 450 млн. 682,8 тыс. руб.) по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей") существенно снижены. Необходимо учитывать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 372) на реализацию подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" запланировано:
на 2018 год - 801 млрд. 397 млн. 192,2 тыс. рублей;
на 2019 год - 771 млрд. 981 млн. 004,1 тыс. рублей.
на 2020 год - данные в постановлении Правительства Российской Федерации не содержатся.
IV. Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2018 году на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
(в сравнении с 2015-2017 г.), млрд. руб.
1. Для наглядности и удобства анализа динамики расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную Таблицу 1.
В таблице представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица 1
Виды расходов (млрд. руб.) |
2015 г.
Проект бюджета 2015 и 2016-2017 |
2016 г.
Проект бюджета 2016 |
2017 г.
Проект бюджета 2017 и 2018-2019 |
2018 г.
Проект бюджета 2018 и 2019-2020 |
Прирост (сокращение) 2018 г. к 2017 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
3,21 |
4,33 |
2,14 |
14,68 (учтены другие расходы) |
|
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" |
3,21 |
4,33 |
2,14 |
Подпрограмма объединена |
|
Основное мероприятие "Развитие специализированной медицинской помощи детям" |
3,21 |
4,33 |
2,14 |
|
|
Расходы капитального характера на создание объектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детскому контингенту (см. документ "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей") |
|
|
|
3,11 |
|
Мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок |
|
|
|
11,57 |
|
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы |
4,56 |
8,02 |
12,62 |
38,32 (из них 24.5 млрд на субсидии на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях) |
+25,70 |
Подпрограмма "Содействие развитию дошкольного и общего образования" 02 2 04 |
|
1,3 |
1,63 |
1,55 |
-0,08 |
Основное мероприятие: "Содействие развитию дошкольного образования" 02 2 01 |
|
0,24 |
0,23 |
0,49 |
+0,26 |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" 02 4 |
|
7,5 |
11,22 |
12,30 |
+1,08 |
Дошкольное образование (целевая статья расходов) |
|
4,850
Реально 6.600 |
2,813
Реально: 10,857 (в основном - субсидии на ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" (Межбюджетные трансферты) |
7,510 |
+4,69
- 4,69 |
По линии Минобрнауки России |
|
|
|
По требованию минфина были выделены расходы по программа дошк. обр., кот. осущ. по линии вузов, к ним присоединились школы и дошкольники+ межбюджетн. трансферт в Республику Тыва. 110 млн. 731 тыс. |
|
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" (см. документ "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей") |
504,74 |
434,44 |
465,93 |
476,45 |
+10,52 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
473,54 |
431,80 |
462,91 |
473,05 |
+10,14 |
1. Субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (млрд. руб.) |
- - - - - - - - |
4,6 - в антикризисном плане на 2016 год |
- - - - - - - - |
- - - - - - - - |
- - - - - - - - |
2. Основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" 03 3 07 |
|
15,74 |
16,63 |
16, 86 |
+0, 23 |
3. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений) |
6,90 |
6,62
Реально 6,90 |
6,90 |
7,10 |
+0,20 |
4. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
7,83 |
7,66 |
8,39 |
8,50 |
+0,11 |
5. Субвенции бюджетам субъектов на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Межбюджетные трансферты)
В том числе: |
69,6 |
75,16 |
79,60 |
82,47 |
+2,87 Увеличение объема субвенции в 2018 году по сравнению с 2017 годом связано с индексацией размеров пособий и уточнением численности получателей. |
- пособие по беременности и родам; |
|
|
6,11 |
5,69 |
-0,42 |
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; |
|
|
0,014 |
0,013 |
-0,001 |
- единовременное пособие при рождении ребенка; |
|
|
1,56 |
1,47 |
-0,09 |
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
|
|
4,40 |
4,32 |
-0,08 |
(Ранее считалось раздельно, теперь из проекта бюджета НЕВОЗМОЖНО вычленить, сколько направляется на каждый вид пособия, данные на 2018 год - из СДБ Минфина России). |
|
|
|
|
|
6. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1,35 |
1,18 |
1,34 |
1,31 |
-0,03 |
7. Трансферты Фонду социального страхования на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами |
2,68 |
3,0 |
3,0 |
3,32 |
+0,32 |
8. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
1,38 |
1,61 |
1,14 |
1,23 |
+0,09 |
9. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
27,2 |
22,8 |
20,74
Реально 15,82 (приложение 9)
В распоряжении Правительства на 2017 год дополнительно +526 млн. руб. |
17,58 |
-3,16
Реально +1,76
Обусловлено прогнозируемым увеличением размеров выплат, зависящих от величины прожиточного минимума ребенка в субъектах Российской Федерации, а также ростом численности рожденных третьих и последующих детей. |
10. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,009 |
0,008 |
0,007 |
0,007 |
0,0 |
11. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
344,45 |
304,26 |
330,21 |
341,49 |
+11,28 |
12. Разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
0,95 |
0,77
Реально 0,855 |
0,855 |
0,855 |
0,0 |
13. Компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
0,0 |
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы |
3,76 |
30,124 (семейно-детскую часть выделить невозможно) |
43,871 (семейно-детскую часть выделить невозможно) |
49,554 (семейно-детскую часть выделить невозможно) |
+5,683 |
1. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком |
|
502 тыс.руб. |
503 тыс.руб. |
468 тыс.руб. |
-35 тыс. руб. |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
6,8
реально 4,00 |
5,23
3,46 реально (изменения в бюджет 2016) |
4,23 |
4,30 |
+0.07 |
1. Федеральная целевая программа "Жилище", Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" |
6,8
(реально 4,00)* |
5,23
3,46 реально (изменения в бюджет 2016) |
4,23
Реально 4,23 |
4,30 |
+0,07 |
Ассигнования на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (см. пояснительную записку) |
|
21,0
Реально 17,83 (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2714-р |
22,93
Реально предположительно 18, 58 (высчитано по данным из пояснительной записки) |
19,67 |
-3,26
+1,08 |
ВСЕГО в целом:
Из них программная часть: |
551,1
|
480,16
|
505,91
490,49 |
571,33
555,96 |
+65,42 |
* В марте 2015 года в соответствующее положение Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год было внесено изменение, устанавливающее объем ассигнований в размере 4 млрд. руб.
2. Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
V.Общие выводы
Анализ представленных в Таблице 1 расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2018 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. Финансирование подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" увеличено более чем на 10 миллиардов рублей и составляет 473,05 миллиардов рублей.
3. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
4. В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей.
В недавнем прошлом объемы финансирования подпрограммы составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и не соответствующие важности самой проблемы.
На 2018 год на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" запланирована сумма несколько большая, чем предусмотренная в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 года" (на 70 миллионов рублей).
Комитет неоднократно отмечал, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы существенно увеличить объемы ассигнований на реализацию подпрограммы. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья.
5. В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год (приложение 10) на дошкольное образование были заложены средства в размере 2,813 млрд. руб. В процессе исполнения бюджета в 2017 году данная сумма была увеличена до 10,857 млрд. руб. (в основном - субсидии на ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года").
В проекте федерального бюджета на 2018 год (приложение 13) на дошкольное образование планируется выделить 7,510 млрд. руб., что на 4,69 млрд. руб. больше, чем предусматривалось на это направление в проекте бюджета 2017 года, но также на 4,69 млрд. руб. меньше, чем было выделено в текущем году.
При этом 4,173 млрд. руб. из 7,510 млрд. руб. выделяются по этому направлению на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".
По мнению Комитета, требуется неуклонно повышать объемы бюджетных ассигнований, направленных на софинансирование сферы дошкольного образования с целью безусловного обеспечения всех детей местами в дошкольных образовательных организациях, а в первую очередь - детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Полагаем, что предусмотренные в проекте федерального закона на 2018 год ассигнования не позволяют обеспечить выполнение указанной задачи.
6. Объем ассигнований, предусмотренных в виде субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), увеличен на 2,87 миллиарда рублей и составляет 82,47 миллиарда рублей.
Увеличение объема субвенции в 2018 году по сравнению с 2017 годом связано с индексацией размеров пособий и уточнением численности получателей.
Комитет поддерживает последовательное увеличение объемов указанных ассигнований, однако, отмечает снижение прямых расходов на выплату каждого вида пособий: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
7. Согласно паспорту Государственной программы "Развитие здравоохранения" на реализацию подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка на 2018 год запланировано выделение 20 млрд. 158 млн. 008,3 тыс. рублей. Однако, приложение 15 (Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности) не содержит положений о направлении средств федерального бюджета на реализацию указанной подпрограммы.
Таким образом, параметры ресурсного обеспечения подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" на 2018 год невозможно выделить.
Возможно, что данные средства направляются на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности в составе консолидированной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренной в рамках основного мероприятия "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным прочими заболеваниями" (01 1 18) подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" Государственной программы "Развитие здравоохранения". Такой механизм был предусмотрен в 2017 году.
8. Комитет полагает необходимым отметить следующее:
1) В проекте федерального закона заложено увеличение ассигнований на государственные программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы, "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и др., в части, касающейся социальной поддержки семей, материнства и детства. При этом на конкретные подпрограммы указанных программ, а также на соответствующие основные мероприятия могут быть выделены суммы, как превышающие прошлогодние объемы, так и не достигающие текущих показателей.
Существенное увеличение расходов на Государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы обусловлено, в первую очередь выделением субсидий на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях (24.5 млрд. руб.).
Увеличение ассигнований на подпрограмму "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" Государственной программы "Социальная поддержка граждан" связаны, в основном, с увеличением расходов на выплату материнского (семейного) капитала в сравнении с проектным объемом на 2017 год.
2) В 2015 году было прекращено софинансирование финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Ранее на указанные цели из федерального бюджета выделялась сумма в 4,37 млрд. руб.
В 2016 году в рамках антикризисных мер Правительством Российской Федерации было выделено 4,6 млрд. руб. на указанные цели. К сожалению, на 2017 год соответствующие ассигнования вновь не были предусмотрены. В рамках исполнения бюджета в 2017 году никаких нормативных правовых актов, позволивших бы оказать бюджетам субъектов Российской Федерации финансовую помощь по осуществлению соответствующего полномочия, принято не было.
Проект федерального бюджета на 2018 года вновь не содержит положений по софинансированию обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
3) Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте увеличиваются по сравнению с проектом бюджета на 2017 годом на 11,28 млрд. руб. При этом индексация размера материнского капитала не предусматривается. Комитет неоднократно призывал вернуться к практике индексирования средств материнского (семейного) капитала. Это представляется вполне реальным с финансовой точки зрения, учитывая, что размер инфляции запланирован рекордно низким на 2018 год.
4) Сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не увеличивается и составляет менее 10 миллионов рублей. В 2017 году было осуществлено ее очередное снижение и объем ассигнований не планируется увеличивать и в 2018 году. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2013 г. N 766 размер денежного поощрения был увеличен в два раза (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей (усыновителей) по их выбору либо награжденному родителю (усыновителю) из неполной семьи). Однако двукратного увеличения расходов федерального бюджета не произошло до настоящего времени.
Аналогичное замечание (об отсутствии положительной динамики роста расходов) относится и к суммам, предусмотренным на разработку и реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особенно в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) В 2018 года предлагается несущественно увеличить объем ассигнований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом данный вопрос является одним из наиболее острых и социально значимых.
Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения и Правительство Российской Федерации изыщет возможности для таких изменений.
6) Отмечая первостепенную важность и социальную значимость лекарственного обеспечения, Комитет предлагает выделять из федерального бюджета средства, предназначенные для централизованных закупок и последующего направления в субъекты Российской Федерации Минздравом России лекарственных препаратов для всех детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
7) К проекту федерального закона в целом имеются и иные замечания. В частности, происходит ежегодное укрупнение кодов бюджетной классификации, что затрудняет анализ положений проекта бюджета, относящихся к объемам ассигнований, направленных на государственную поддержку семей, имеющих детей.
9. Комитет выражает удовлетворение проделанной Минфином России работой по формированию семейно-детского бюджета, основные параметры которого изложены в документе "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
При этом Комитет считает необходимым указать, что согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, для достижения поставленных в Национальной стратегии целей следует сформировать консолидированный бюджет в интересах детей. Отмечаем, что до настоящего времени такой бюджет не сформирован.
10. Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в процентном соотношении к ВВП составляют 0,58%, что полностью соответствует относительному выражению таких ассигнований в 2017 году. Отмечаем, что в 2016 году это соотношение равнялось 0,61% ВВП. Полагаем необходимым дальнейший рост расходов на государственную поддержку семьи и детей, как в абсолютном выражении, так и в процентном соотношении к ВВП.
11. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.