Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено утверждение показателей федерального бюджета на 2018 год, а также бюджетных назначений на два последующих года (плановый период), подлежащих в дальнейшем уточнению при подготовке и рассмотрении проектов федерального бюджета на соответствующие очередные финансовые годы.
В представленном Законопроекте определены государственные программы, перевод которых на механизмы проектного управления предусматривается с 2018 года ("пилотные" государственные программы):
государственная программа "Развитие здравоохранения";
государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы;
государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
государственная программа "Развитие транспортной системы";
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В целях обеспечения возможности полноценной работы по формированию и реализации в рамках "пилотных" государственных программ приоритетных и ведомственных проектов в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации предусматривается досрочное прекращение с 1 января 2018 г. федеральных целевых программ, входящих в состав указанных государственных программ.
Доходы федерального бюджета на 2018 год определены в размере 15 258 млрд. рублей, расходы - 16 529 млрд. рублей. Таким образом, дефицит должен составить 1 271,4 млрд. рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, в 2018 году снижены на 1 229,3 млрд. рублей.
Наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу "Национальная экономика" повлияло и уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
на предоставление иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков в связи с уточнением объемов поступлений доходов федерального бюджета от уплаты резидентами индустриального парка или технопарка налогов, сборов и таможенных пошлин, учитываемых при расчете объема указанных трансфертов, в 2018 году на 626,8 млн. рублей;
на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Калининградской области на компенсацию части затрат российских юридических лиц на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, на территорию Российской Федерации, а также перевозку с территории Российской Федерации сырья, строительных материалов и комплектующих для производства указанных товаров на территории Калининградской области ввиду отмены предоставления указанных бюджетных ассигнований в соответствии с Планом обеспечения транспортной доступности Калининградской области, направленным на развитие паромного сообщения, в 2018 году на 449,5 млн. рублей;
Государственной компании "Автодор" на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в 2018 году на 10 572,0 млн. рублей.
По подразделу "Транспорт" наблюдается существенное снижение доли в общем объеме расходов.
В абсолютных величинах расходы по подразделу планируются в 2018 году - 226,2 млрд.рублей, в 2019 - 167,8, в 2020 - 165,0 млрд.рублей.
В 2018 году на финансирование мероприятий ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" предусмотрено 205, 3 млн. рублей;
на финансирование мероприятий ФЦП "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" предусмотрено 825, 5 млн. рублей;
на финансирование мероприятий ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" предусмотрено 825, 5 млн. рублей;
на финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" предусмотрено 39, 4 млн. рублей;
на финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" предусмотрено 204, 9 млрд. рублей.
По подразделу "Дорожное хозяйство" (дорожные фонды) предусмотрено увеличение расходов в 2018 - 2020 годах относительно 2017 года.
В абсолютных величинах расходы по подразделу планируются в 2018 году - 688, 2 млрд.рублей, в 2019 - 680, 4, в 2020 - 692, 9 млрд.рублей.
В 2018 году на финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" предусмотрено 589, 1 млрд. рублей;
субсидии на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий (Межбюджетные трансферты) в объеме 8, 9 млрд. рублей;
на финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" предусмотрено 7, 2 млрд. рублей;
на финансирование мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года" предусмотрено почти 83 млрд. рублей;
на финансирование мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" предусмотрено 31, 2 млрд. рублей;
предусматривается дополнительно выделение бюджетных ассигнований на подпрограмму "Комплексное развитие транспортных узлов" в объеме 12, 2 млрд. рублей.
По ряду направлений в период 2018 - 2020 гг. запланировано сокращение расходов из федерального бюджета.
На реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2018 году предусмотрено выделение 798 214,4 млн. рублей, в 2019 году - 746 696,5 млн. рублей, в 2020 году - 775 027,0 млн. рублей. Для сравнения, в текущем, 2017 году, на реализацию данной программы было предусмотрено 818 195,3 млн. рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, в 2018 году уменьшены на 16 163,3 млн. рублей, в 2019 году - на 2 802,1 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2019 год, увеличены на 28 330,6 млн. рублей.
Одновременно следует отметить, что мероприятия федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" интегрированы в состав государственной программы "Развитие транспортной системы".
Предложения Комитета
В рамках предоставления межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности законопроектом предусмотрено финансирование мероприятий приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" в 2018 году в объеме - 31, 2 млрд. рублей.
По мнению Комитета, на реализацию мероприятий, предусмотренных разделами Т1 - Т4; приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", должно быть дополнительно выделено не менее 10 млрд. рублей.
Одновременно Комитет выступает с инициативой о ежегодном выделении средств, не менее 15 млрд. рублей, полученных от сборов акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, на реализацию мероприятий, связанных с ликвидацией железнодорожных переездов, пересекающих автомобильные дороги в одном уровне, и строительством на их местах автомобильных путепроводов по типовым проектам.
С учетом изложенного, представленный проект федерального закона в целом удовлетворяет требованиям бюджетного законодательства, а также планам развития транспортной системы Российской Федерации.
При возможности дополнительного уточнения некоторых параметров проекта федерального бюджета на 2018 - 2020 годы проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" может быть рекомендован к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.