Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2018 год в сфере социального развития
1. Повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в 2018 году в до уровня установленных целевых показателей, а также ежегодная индексация заработной платы труда указанных категорий работников в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, с 1 января 2018 года - на 4,0 процента, с 1 октября в 2019-2020 годах - на 4,0 процента.
2. Индексация заработной платы работников федеральных государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, денежного содержания судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц ежегодно в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, с 1 января 2018 года - на 4,0 процента, с 1 октября в 2019-2020 годах - на 4,0 процента.
3. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) предлагается увеличить с 1 января 2018 года до уровня 85,0 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за 2 квартал 2017 года.
Соответствующим проектом федерального закона предусматривается установить МРОТ с 1 января 2018 года в сумме 9489 рублей в месяц.
С 1 января 2019 года и далее ежегодно предусмотрено установление МРОТ в размере 100,0 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за 2 квартал предыдущего года.
4. Индексация с 1 февраля ежегодно публичных нормативных публичных обязательств на прогнозный уровень инфляции за предшествующий год: в 2018 году - на 3,2 процента, в 2019-2020 годах - на 4,0%.
5. Индексация с 1 сентября ежегодно стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на прогнозный уровень инфляции в 2018-2020 годах на 4,0 процента.
6. Индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января 2018 года на 3,7 процента, с 1 февраля в 2019-2020 годах на 4,0 процента.
7. Индексация с 1 апреля ежегодно социальных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации на прогнозный показатель роста прожиточного минимума пенсионера: в 2018 году - на 4,1 процента, в 2019 году - на 3,7 процента, в 2020 году - на 2,6 процента.
8. Повышение с 1 февраля ежегодно пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции в 2018-2020 годах на 4,0 процента.
9. Статьей 8 законопроекта определяются особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения.
Частью 1 указанной статьи размер материнского (семейного) капитала в 2018 году устанавливается в сумме 453 026,0 рубля, то есть сохраняется на уровне 2017 года.
Частью 5 указанной статьи величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на 2018 год устанавливается в размере 8 726,0 рубля, что составляет 102,1 процента от размера, установленного на 2017 год, и 99,1 процента от размера, установленного на 2016 год.
Расходы федерального бюджета в 2018-2020 годах в разрезе государственных программ Российской Федерации
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 сентября 2017 года, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" является ответственным за рассмотрение следующих государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм): "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда" на 2011-2020 годы", "Содействие занятости населения".
Комитет отмечает, что бюджетные ассигнования на реализацию основных мероприятий, включенных в госпрограммы в качестве публичных нормативных обязательств, предусмотрены в объеме, рассчитанном в соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации, а также планируемыми изменениями в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
В проекте федерального бюджета на 2018-2020 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в разрезе подпрограмм.
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2017 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2017) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
к 2017 г. % |
к закону N 415-ФЗ, % |
к проекту на 2018 г., % |
к закону N 415-ФЗ, % |
к проекту на 2019 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
1 295 789,2 |
1 328 626,4 |
102,5 |
96,6 |
1 313 065,1 |
98,8 |
97,5 |
1 316 714,0 |
100,3 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
827 238,1 |
850 576,4 |
102,8 |
95,1 |
859 112,1 |
101,0 |
95,0 |
876 306,9 |
102,0 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
886,9 |
370,7 |
41,8 |
106,3 |
379,8 |
102,4 |
113,9 |
387,5 |
102,0 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
462 284,3 |
473 047,9 |
101,6 |
99,1 |
448 542,3 |
94,8 |
102,2 |
434 991,6 |
97,0 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
896,2 |
391,3 |
43,6 |
98,1 |
390,6 |
99,8 |
100,1 |
391,0 |
100,1 |
Подпрограмма "Старшее поколение" |
4 461,7 |
4 218,7 |
94,5 |
113,1 |
4 618,6 |
109,4 |
128,5 |
4 615,2 |
99,9 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" |
22,0 |
21,4 |
97,2 |
97,0 |
21,6 |
100,9 |
98,2 |
21,8 |
100,6 |
На реализацию госпрограммы бюджетные ассигнования:
в 2018 году увеличены по сравнению с уровнем 2017 года на 32,8 млрд. рублей, и уменьшены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, на 46,9 млрд. рублей;
в 2019 году уменьшены по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2018 год, на 15,5 млрд. рублей, и по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, - на 34,3 млрд. рублей;
в 2020 году увеличены по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, на 3,7 млрд. рублей.
1.1. Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено уточнением численности получателей.
Законопроектом не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение 4 из 26 мероприятий, включенных в состав подпрограммы:
"Оказание мер государственной поддержки лицам, ходатайствующим о признании из беженцами или вынужденными переселенцами, а также прибывшими с ними членам их семей";
"Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта";
"Совершенствование законодательства в области предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и системы социального страхования";
"Создание единой государственной информационной системы социального обеспечения";
1.2. Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"
По подпрограмме планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год, а также на 2019 и 2020 годы уменьшен по сравнению с уровнем 2017 года более, чем в два раза.
Резкое сокращение финансирования подпрограммы связано с тем, что на рассматриваемый период не предусматриваются средства на финансирование основного мероприятия "Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания". В 2017 году на эти цели предусмотрено 391,0 млн. рублей.
Законопроектом не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение 5 из 8 мероприятий, включенных в состав подпрограммы:
"Распространение положительного опыта субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения";
"Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения";
"Совершенствование системы оплаты труда социальных работников";
"Оказание финансовой поддержки бюджетам субъектам Российской Федерации на осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания";
"Совершенствование системы социального обслуживания граждан".
1.3. Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено уточнением численности получателей социальных пособий и иных выплат, а также в связи с продлением действия до 2020 года включительно нормы Указа Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" о направлении средств федерального бюджета Фонду для осуществления его деятельности, а также для софинансирования комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Законопроектом не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение 2 из 9 мероприятий, включенных в состав подпрограммы:
"Оказание поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей";
"Совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей".
1.4. Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
По подпрограмме планируемый объем бюджетных ассигнований на 2018 год, а также на 2019 и 2020 годы уменьшен по сравнению с уровнем 2017 года более, чем в два раза.
1.5. Подпрограмма "Старшее поколение"
По подпрограмме бюджетные ассигнования:
на финансовое обеспечение мероприятия "Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам" предусмотрены на уровне 2017 года в объеме 1,0 млрд. рублей ежегодно.
на финансовое обеспечение мероприятия "Оказание мер социальной поддержки пенсионерам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года уменьшены на 243,0 на млн. рублей, или на 7,1 процента (на 2019 год по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, увеличены на 399,9 млн. рублей, на 2020 год по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, уменьшены на 3,4 млн. рублей).
1.6. Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан"
По подпрограмме объем бюджетных ассигнований на 2018-2020 годы запланирован примерно на уровне 2017 года.
2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы"
В проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в разрезе подпрограмм:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2017 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2017) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
к 2017 г. % |
к закону N 415-ФЗ, % |
к проекту на 2018 г., % |
к закону N 415-ФЗ, % |
к проекту на 2019 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
50 234,7 |
49 554,5 |
98,6 |
108,0 |
49 433,3 |
99,7 |
108,3 |
49 870,7 |
100,9 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
2 788,2 |
1 539,7 |
55,2 |
98,2 |
1 037,3 |
67,4 |
70,9 |
1 037,7 |
100,0 |
Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
33 537,3 |
32 243,7 |
96,1 |
99,0 |
32 505,5 |
100,8 |
99,8 |
32 444,0 |
99,8 |
Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы" |
13 909,3 |
15 771,1 |
113,4 |
134,4 |
15 890,4 |
100,7 |
136,7 |
16 388,9 |
103,1 |
На реализацию госпрограммы бюджетные ассигнования:
в 2018 году уменьшены по сравнению с уровнем 2017 года на 680,2 млн. рублей, и увеличены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, на 3 674,9 млн. рублей;
в 2019 году уменьшены по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2018 год, на 121,2 млн. рублей, и увеличены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, на 3 755,8 млн. рублей;
в 2020 году увеличены по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, на 437,4 млн. рублей.
2.1. Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
На финансовое обеспечение подпрограммы бюджетные ассигнования уменьшены на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 1 248,5 млн. рублей, или на 45,8 процента, на 2019 год по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, - на 502,4 млн. рублей, или на 32,6 процента, на 2020 год предусмотрены в объеме, запланированном на 2019 год.
Сокращение бюджетных ассигнований предусматривается по всем основным мероприятиям, включенным в подпрограмму:
"Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий в области формирования доступной среды" - на 2018 год по сравнению с 2017 годом уменьшение на 21,0 млн. рублей, или на 36,2 процента (на 2019-2020 годы ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2018 год);
"Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" - уменьшение на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 1 127,8 млн. рублей, или на 49,1 процента (на 2019 год по сравнению с объемом, запланированном на 2018 год, уменьшение на 472,1 млн. рублей, или на 40,5 процента, на 2020 год ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2019 год).
Сокращение ассигнований по данному мероприятию Правительство РФ объясняет завершением в 2018 году софинансирования мероприятий по формированию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры;
"Реализация мероприятий, направленных на расширение использования русского жестового языка" - уменьшение на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 0,7 млн. рублей, или на 28,0 процента (на 2019-2020 годы ассигнования не предусмотрены);
"Обеспечение информационной доступности для инвалидов" - уменьшение на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 96,0 млн. рублей, или на 22,7 процента (на 2019 год по сравнению с объемом, запланированном на 2018 год, уменьшение на 28,9 млн. рублей, или на 8,8 процента, на 2020 год ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2019 год).
"организация социологических исследований и общественно-просветительских кампаний в сфере формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения" - уменьшение на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 2,8 млн. рублей, или на 29,8 процента (на 2019-2020 годы ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2018 год).
2.2. Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
На финансовое обеспечение подпрограммы бюджетные ассигнования уменьшены на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года на 1 293,6 млн. рублей, или на 3,8 процента, на 2019 год по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, увеличены на 261,8 млн. рублей, или на 0,8 процента, на 2020 год по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, уменьшены на 61,5 млн. рублей, или на 0,2 процента.
Бюджетные ассигнования уменьшены на финансовое обеспечение 4 из 6 мероприятий, включенных в подпрограмму, в том числе:
"Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" - уменьшение на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 24,3 млн. рублей, или на 45, процента (на 2019-2020 годы ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2018 год);
"Предоставление государственных гарантий инвалидам" - уменьшение на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года на 1 160,5 млн. рублей, или на 3,9 процента (увеличение на 2019 год по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, на 65,3 млн. рублей, на 2020 год по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, - на 10,4 млн. рублей).
"Повышение квалификации специалистов в сфере реабилитации и абилитации инвалидов" - уменьшение на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года на 6,5 млн. рублей, или на 35,1 процента (на 2019-2020 годы ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2018 год);
"Оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям" - уменьшение на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года на 150,8 млн. рублей, или на 7,8 процента (на 2019-2020 годы ассигнования предусмотрены в объеме, запланированном на 2018 год).
По основному мероприятию "Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов" предусматривается увеличение бюджетных ассигнований в 2019 году по сравнению с объемом ассигнований, запланированным на 2018 год, на 196,5 млн. рублей, и уменьшение в 2020 году по сравнению с объемом ассигнований, запланированным на 2019 год, - на 72,3 млн. рублей.
Особо следует отметить, что в составе подпрограммы предусматриваются средства на финансовое обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР).
В целом на данные цели на 2018-2020 годы ассигнования запланированы в объеме 28 293,7 млн. рублей ежегодно, с уменьшением к уровню 2017 года на 2 213,0 млн. рублей, или на 7,2 процента. Из них, трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на реализацию указанных полномочий запланированы в объеме 26 474,6 млн. рублей ежегодно, субвенции субъектам Российской Федерации на те же цели в объеме 1 819,1 млн. рублей.
С учетом того, что с 1 января 2018 года Фонду передаются полномочия по обеспечению инвалидов ТСР от четырех субъектов Российской Федерации (Воронежская, Курская, Орловская и Тюменская области), предусмотренный объем ассигнований Фонду на указанные цели остается на уровне 2017 года, а субвенции оставшимся субъектам Российской Федерации (Брянская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, г. Москва) уменьшены к уровню 2017 года на 2 214,0 млн. рублей, или на 55,0 процента.
По оценкам комитета, необходимый объем ассигнований на финансовое обеспечение инвалидов ТСР, рассчитанный в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137, должен составить на 2018-2020 годы не менее 34,0 млрд. рублей ежегодно.
2.3. Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
На финансовое обеспечение подпрограммы бюджетные ассигнования увеличены на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года на 1 861,8 млн. рублей, или на 13,4 процента, на 2019 год по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, - на 119,3 млн. рублей, или на 0,7 процента, на 2020 год по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, - на 498,5 млн. рублей, или на 3,1 процента.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено предусмотренным с 2018 года повышением оплаты труда отдельных категорий работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
В проекте федерального бюджета на 2018-2020 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в разрезе подпрограмм:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2017 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2017) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
к 2017 г. % |
к закону N 415-ФЗ, % |
к проекту на 2018 г., % |
к закону N 415-ФЗ, % |
к проекту на 2019 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
49 754,6 |
45 434,7 |
91,3 |
97,9 |
46 012,8 |
101,2 |
98,1 |
46 681,1 |
101,5 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
45 240,2 |
41 523,5 |
91,7 |
96,2 |
42 065,9 |
101,3 |
96,6 |
42 842,7 |
101,8 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
4 514,3 |
3 911,2 |
86,6 |
119,3 |
3 947,0 |
100,9 |
117,9 |
3 838,5 |
97,3 |
На реализацию госпрограммы бюджетные ассигнования:
в 2018 году уменьшены по сравнению с уровнем 2017 года на 4 319,9 млн. рублей, и по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, - на 995,0 млн. рублей;
в 2019 году увеличены по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2018 год, на 578,1 млн. рублей, и по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 415-ФЗ, - на 897,2 млн. рублей;
в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2019 год, увеличены на 668,3 млн. рублей.
3.1. Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
На финансовое обеспечение подпрограммы бюджетные ассигнования уменьшены на 2018 год по сравнению с 2017 годом на 3 716,7 млн. рублей, или на 8,2 процента, увеличены на 2019 год по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, на 542,4 млн. рублей, или на 1,3 процента, на 2020 год по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, на 776,8 млн. рублей, или на 1,8 процента.
Наиболее значительное влияние на параметры финансового обеспечения подпрограммы оказало уточнение бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат безработным гражданам в соответствии с прогнозируемым на рассматриваемый период уровнем безработицы, а также началом реализации основного мероприятия "Реализация отдельных мероприятий приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости", на которое предусматриваются ассигнования в 2018-2020 годах в объеме 1 500,0 млн. рублей ежегодно.
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основные мероприятия, включенные в подпрограмму:
"Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере занятости населения";
"Защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы".
3.2. Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда"
На финансовое обеспечение подпрограммы бюджетные ассигнования на 2018 год уменьшены по сравнению с 2017 годом на 603,1 млн. рублей, или на 13,3 процента, на 2019 год увеличены по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, на 35,8 млн. рублей, или на 0,9 процента, на 2020 год уменьшены по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, на 108,5 млн. рублей, или на 19,7 процента.
Основное влияние на параметры финансового обеспечения подпрограммы оказало уменьшение ассигнований на основное мероприятие "Надзор и контроль в сфере труда и занятости" на 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года на 639,7 млн. рублей, или на 2,7 процента (на 2019 год предусмотрено увеличение по сравнению с объемом, запланированным на 2018 год, на 8,2 млн. рублей, на 2020 год по сравнению с объемом, запланированным на 2019 год, на 54,2 млн. рублей).
Не предусмотрены бюджетные ассигнования на основное мероприятие подпрограммы "Содействие увеличению размера реальной заработной платы":
Выводы и предложения
1. Комитет считает позитивным как для экономики в целом, так и для социального самочувствия значительной части граждан, решение об увеличении с 1 января 2018 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня 85,0 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, и установлении с 1 января 2019 года и далее ежегодно, в размере 100,0 процента от величины указанного показателя.
2. При определении объема бюджетных ассигнований на социальные выплаты безработным гражданам на 2018-2020 годы, по-прежнему, учитывались установленные Правительством Российской Федерации размеры минимальной и максимальной величин пособий по безработице, - 850 и 4 900 рублей соответственно, которые не индексируются с 2009 года.
При этом, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов ожидается, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в среднем на душу населения в 2018 году по отношению к 2009 году возрастет в 2,2 раза.
Неиндексация в течение столь длительного периода пособий по безработице, сделала их по сути ничтожными по своей покупательной способности, что не стимулирует безработных граждан обращаться в службу занятости, и что в свою очередь, искажает информацию о реальной ситуации на рынке труда.
Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость увеличения минимальной и максимальной величин пособия по безработице в связи с существенным ростом прожиточного минимума трудоспособного населения.
3. Проектом федеральном бюджета на 2018-2020 годы не предусматриваются средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в связи с прогнозируемым дефицитом бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В качестве источника покрытия дефицита бюджета Фонда по данному виду страхования Правительством Российской Федерации предлагается привлечение остатка средств страхового резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшегося на начало планируемого финансового года, что противоречит законодательству Российской Федерации, и является нецелевым использованием средств.
4. Комитет считает необходимым предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в объеме, рассчитанном в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137, что должно составить на период 2018-2020 годов в сумме 34,0 млрд. рублей ежегодно.
5. Бюджетные ассигнования на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на 2018 год предусмотрены на уровне 2017 года, что по мнению комитета крайне недостаточно.
Комитет считает необходимым предусмотреть ассигнования на указанные цели на 2018 год в объеме, запланированном на плановый период 2019 и 2020 годов, - в сумме 4 000,0 млн. рублей.
Кроме того, комитет считает необходимым при разработке проекта федерального бюджета на новый бюджетный период (2019-2021 годов) предусматривать средства на обеспечение жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", и категорий граждан, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", отдельными целевыми статьями расходов по каждому из указанных оснований.
6. Бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2020 годы уменьшены на 2018-2020 годы по сравнению с уровнем 2017 года. Комитет считает необходимым увеличить объем ассигнований на указанные цели.
7. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в части ассигнований, предусмотренных на указанные цели по разделу "Социальная политика" в рамках госпрограммы "Социальная поддержка граждан", на 2018 год уменьшены по сравнению с уровнем 2017 года в 2,3 раза, пропорционально по каждой организации.
Комитет считает подобный бухгалтерский подход к политике государственной поддержки общественных организаций неприемлемым. Бюджетные ассигнования на указанные цели для организаций, которые на протяжении уже не одного десятилетия выполняют важные общественно-политические функции и имеют в обществе неоспоримый авторитет ("Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов", "Общероссийская общественная организация ветеранов "Российский Союз ветеранов", и профсоюзные объединения - "Федерация Независимых Профсоюзов России", "Конфедерация труда России", "Объединение профсоюзов России - СОЦПРОФ"), необходимо предусмотреть в объемах не ниже уровня 2017 года.
8. Субсидии федерального бюджета на государственную поддержку общественных организаций инвалидов на 2018-2020 годы запланированы в объемах на уровне 2017 года.
С учетом того, что в 2018-2020 годах предусматривается ежегодная индексация оплаты труда работников бюджетной сферы на прогнозный уровень инфляции, комитет считает необходимым бюджетные ассигнования на государственную поддержку общественных организаций инвалидов в части, предусмотренной на предоставление субсидий на осуществление деятельности, направленной на решение социальных вопросов, защиту прав и интересов инвалидов, также предусмотреть с учетом указанной индексации.
Комитет считает также необходимым предусмотреть на 2018-2020 годы бюджетные ассигнования на предоставление субсидий учреждению "Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея" Общероссийской общественной организации войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" и учреждению "Театр мимики и жеста" Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" на осуществление указанными учреждениями аналогичной деятельности.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов считает необходимым в дальнейшей работе над законопроектом учесть изложенные в настоящем заключении замечания и предложения.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.