Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 52629-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с предлагаемой проектом редакцией пункта 1 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) "государственный портовый контроль за судами_ и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов_акже соблюдения международных договоров Российской Федерации в области трудовых отношений в морском судоходстве". Аналогичное полномочие капитана закрепляется в подпункте 1 пункта 1 статьи 80 КТМ.
Согласно статье 76 КТМ к функциям капитана морского порта отнесен контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию. С учетом того, что данный термин является общим, юридически некорректно выделение "международных договоров Российской Федерации в области трудовых отношений в морском судоходстве" в рамках государственного портового контроля.
Проектируемые дополнения создают внутренние противоречия в пункта 1 статьи 79 и подпункте 1 пункта 1 статьи 80 КТМ, в которых указывается выполнение требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, однако не упоминаются международные договоры Российской Федерации в этой области.
Таким образом, в рамках государственного портового контроля закрепляется неодинаковый подход к международным договорам в различных областях, при том, что все они обладают одинаковой юридической силой.
Следует иметь в виду, что, как правило, указанные международные договоры не являются актами прямого действия, требуют принятия национальных законодательных актов и иных мер. Например, пункт 1 статьи V Конвенции о труде в морском судоходстве от 23.02.2006 закрепляет, что каждое государство-член применяет и обеспечивает выполнение законодательства или нормативных правовых актов либо иных мер, которые оно принимает в целях выполнения своих обязательств по настоящей Конвенции в отношении судов и моряков, находящихся под его юрисдикцией. В данном случае обеспечение соблюдения международных договоров требует имплементации их положений в акты трудового законодательства Российской Федерации, которым непосредственно должен руководствоваться капитан порта. Такой механизм позволяет избегать различной практики толкования и применения международных договоров Российской Федерации.
В проектируемой редакции пункта 2 статьи 79 КТМ капитан морского порта подвергает судно осмотру при наличии достаточных оснований полагать, что на судне не выполняются требования международных договоров Российской Федерации в области трудовых отношений в морском судоходстве. В связи с этим неясно, будет ли судно подвергнуто осмотру в случае обоснованного предположения о том, что на судне не выполняются требования не только международных договоров Российской Федерации в области трудовых отношений в морском судоходстве, но и требования трудового законодательства Российской Федерации.
Статья 3 проекта предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Кодекса внесение в него изменений осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.