Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации 29 сентября 2017 года
(утв. Решением Комитета 10 октября 2017 г. N 23)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29 сентября 2017 года рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее также - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений.
Согласно пояснительной записке к законопроекту основные направления бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", входящая в состав Государственной программы "Социальная поддержка граждан", направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СО НКО), оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности СО НКО, развитие механизмов привлечения на конкурсной основе СО НКО к оказанию социальных услуг.
Согласно законопроекту финансирование указанной подпрограммы в 2018 году составит 391,3 млн.р., что существенно - на 43% ниже чем в 2017 году (896,2 млн.р.) и ниже планового показателя, установленного на 2018 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 года" (398,7 млн.р.).
В пояснительной записке к законопроекту такое уменьшение не обосновывается.
Комитет отмечает, что уменьшение финансирования указанной подпрограммы не соответствует государственной политике, направленной на максимально возможное использование позитивного потенциала СО НКО в сферах государственной социальной помощи нуждающимся категориям граждан, дополнительного образования, медицины, культуры и иных социально значимых областях общественной жизни, связанных с глобальной задачей сохранения и развития "человеческого потенциала".
Комитет также обращает внимание, что в паспорте подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" отсутствуют конкретные значения ряда важнейших показателей (индикаторов), таких как: количество СО НКО, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан; количество граждан, принимающих участие в деятельности СО НКО; количество СО НКО, которым оказана финансовая поддержка; количество СО НКО, которым оказана поддержка в нефинансовым формах; количество СО НКО, которые реализуют программы по оказанию поддержки других СО НКО.
По мнению Комитета, отсутствие упомянутых показателей не позволяет оценить эффективность реализации подпрограммы и выработать меры по ее повышению.
Финансирование некоммерческих организаций осуществляется также в рамках финансового обеспечения "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 года. В частности, согласно подпункту "л" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписывалось "предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Согласно законопроекту финансовое обеспечение реализации указанного положения Указа в 2018 году составит 4 105,9 млн.р., в то время как в 2017 году объем финансирования составит 7 016,8 млн.р. Таким образом, финансирование предусмотрено сократить на 2 910,9 млн.р., т.е. на 41,5%, что в пояснительной записке связывается с выделением в 2017 году дополнительных ассигнований некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества.
Констатируя отсутствие в представленных документах сведений об объеме такого дополнительного финансирования, основаниях и критериях выделения соответствующих средств, Комитет полагает необоснованным и не может поддержать планируемое в 2018 году сокращение основного источника финансирования СО НКО на федеральном уровне, которым является финансирование в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях начавшегося выхода российской экономики из периода спада и рецессии, восстановления экономической активности субъектов хозяйственной деятельности, включая домохозяйства, одним из приоритетов становится развитие некоммерческого сектора, в частности, социально ориентированных некоммерческих организаций, и в целом расширение потенциала гражданского общества.
Еще одним из важнейших направлений в проведении экономической политики, направленной на восстановление экономического роста, а также в достижении и сохранении стабильности внутренних экономических и финансовых условий является поддержание внутриполитической стабильности и обеспечение различных аспектов безопасности граждан и государства, в частности, регулирование миграции и использование ее потенциала для решения ряда экономических, социальных и демографических проблем.
Финансирование основного мероприятия "Создание, развитие и функционирование государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность", входящего в состав подпрограммы "Информационное государство" Государственной программы "Информационное общество" в 2018 году запланировано в размере 6 053,2 млн.р., что превышает финансирование 2017 года - 2 321,8 млн.р.
Комитет поддерживает увеличение в 2018 году финансирования указанного основного мероприятия по сравнению с 2017 годом.
В то же время согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" соответствующее финансирование должно было составить 6 400, 9 млн.р., т.е. оно будет в 2018 году осуществляться в меньшем размере, чем ранее планировалось, на 347,7 млн.р. или на 5,4%.
Обоснования такой коррекции в материалах законопроекта отсутствуют.
По мнению Комитета, представляется необходимым увеличить финансирование формирования государственной системы миграционного и регистрационного учета, поскольку функционирование государственной системы миграционного и регистрационного учета, включая дактилоскопирование въезжающих в Российскую Федерацию иностранных граждан, в первую очередь в рамках безвизового въезда, крайне важно с точки зрения обеспечения безопасности государства, борьбы с терроризмом, преступностью в сфере незаконной миграции, особенно в условиях роста напряженности в ряде соседних стран.
Финансирование миграционной политики также осуществляется в рамках финансового обеспечения "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 год, в частности, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Согласно подпункту "е" пункта 1 Указа необходимо "обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов". Финансирование по данному направлению в 2018 году планируется в размере 2 085,2 млн.р., в 2017 году составит 2236,2 млн.р. Согласно пояснительной записке к законопроекту уменьшение бюджетных ассигнований в 2018 году обусловлено увеличением в 2017 году объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за счет перераспределения бюджетных ассигнований с иных направлений деятельности. Указанное перераспределение бюджетных средств не вызывает принципиальных возражений.
Комитет является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе Государственной программы "Реализация государственной национальной политики", в которую входят, в частности, подпрограммы "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации", "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве".
Финансовое обеспечение первой из указанных подпрограмм составит в 2018 году 1 346,3 млн.р., что ниже показателя 2017 года - 1 856,5 млн.р., но выше показателя, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" - 1 121,2 млн.р.
Финансовое обеспечение второй из указанных подпрограмм составит в 2018 году 385,1 млн.р., что выше показателя 2017 года - 314,6 млн.р. и выше показателя, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" - 314,6 млн.р.
Финансирование входящих в указанные подпрограммы основных мероприятий "Обеспечение эффективного взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества", "Реализация мер по профилактике и предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды" увеличивается по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" на 227,9 млн.р. и 70,5 млн.р. соответственно.
Раздел бюджетных расходов "Культура, кинематография" предусматривает увеличение финансирования мероприятий по реконструкции ряда объектов культурного наследия, являющимися имуществом религиозного назначения, в том числе по проектированию и реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, на 305,5 млн.р.
Комитет, безусловно, поддерживает увеличение финансирования работ по реставрации и реконструкции объектов религиозного назначения.
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учетом необходимости увеличения финансовой поддержки из средств федерального бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций (в первую очередь включенных в реестр исполнителей общественно полезных услуг), а также увеличения финансирования развития и функционирования государственной системы миграционного и регистрационного учета.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.