Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 29.09.2017 N 71 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и отмечает следующее.
Особенности формирования расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов является расширение практики внедрения принципов проектного управления.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. N 3 определены государственные программы, в отношении которых предусматривается перевод с 2018 года на механизмы проектного управления. К "пилотным" государственным программам отнесена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
На формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2018-2020 годах оказали влияние следующие подходы:
- определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 и 2019 годы на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года N 157-ФЗ (далее - Закон N 415-ФЗ), "базовые" объемы 2020 года приняты равными "базовым" объемам 2019 года;
- увеличение бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 года на 4%, с 1 октября 2019 года на 4% и с 1 октября 2020 года на 4%;
- сокращение бюджетных ассигнований в 2018 году на 2%, за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и международных обязательств, оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам, содержание судебной системы, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, обслуживание государственного долга Российской Федерации.
В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение характеризуется следующими данными:
млрд. рублей | ||||
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Здравоохранение |
3 480 |
3 952 |
4 047 |
4 164 |
% к ВВП |
3,8 |
4,1 |
3,9 |
3,8 |
Объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в 2018 году составит 3 952 млрд. рублей, что превышает уровень 2017 года на 472 млрд. рублей, или на 13,5%; при этом доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 10,7% до 11,7%.
В среднесрочном периоде государственные расходы на здравоохранение в номинальном выражении вырастут с 3 480 млрд. рублей в 2017 году до 4 164 млрд. рублей в 2020 году, или на 19,6%.
При этом доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП к 2020 году останется на уровне 2017 года - 3,8%.
Комитет отмечает, что в материалах к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы не представлены данные о расходах на здравоохранение консолидированных бюджетов Российской Федерации, хотя это имеет важное значение в условиях преимущественно дефицитного финансирования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 N 394, от 07.05.2017 N 539, от 12.08.2017 N 964) (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения").
Государственная программа "Развитие здравоохранения" включена в перечень "пилотных" государственных программ.
В соответствии с Планом первоочередных мер по разработке и реализации "пилотных" государственных программ и основными подходами к их формированию и реализации, утвержденными Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 6 июля 2017 г. N 4760п-П6, проекты "пилотных" государственных программ должны быть внесены в Правительство Российской Федерации в срок до 15 ноября 2017 года и одновременно направлены в Государственную Думу в соответствии с Федеральным законом "О парламентском контроле".
В соответствии с проектом паспорта государственной программы "Развитие здравоохранения", представленным одновременно с законопроектом (далее - проект паспорта), срок ее реализации определен с 01.01.2018 по 31.12.2025.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, соисполнитель - ФМБА России и ФОМС, участников - 17.
По сравнению с действующей редакцией государственной программы "Развитие здравоохранения" в проекте паспорта меняются цели программы, ее показатели (индикаторы), структура программы и состав входящих в нее подпрограмм.
Цели программы сформулированы в виде целевых значений показателей и отражают ожидаемые результаты на момент окончания ее реализации:
Цель 1. Увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;
Цель 2. Повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 58% к 2022 году;
Цель 3. Снижение смертности населения трудоспособного возраста до 380 на 100 тыс. населения соответствующего возраста к 2025 году;
Цель 4. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения к 2025 году;
Цель 5. Снижение смертности от новообразований до 185 на 100 тыс. населения к 2025 году.
В соответствии с проектом паспорта государственная программа "Развитие здравоохранения" включает 9 подпрограмм (в действующей редакции - 13).
Объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственной программы "Развитие здравоохранения" в проекте паспорта характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Источник финансирования |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета межбюджетных трансфертов между указанными бюджетами - всего: |
1 958 547,6 |
2 255 751,4 |
2 314 962,8 |
2 387 453,2 |
В период с 2017 года по 2020 год предусматривается рост бюджетных ассигнований из централизованных источников на финансовое обеспечение государственной программы "Развитие здравоохранения" с 1 958,5 млрд. рублей до 2 387,4 млрд. рублей, или на 428,9 млрд. рублей (на 21,9%).
Расходы федерального бюджета в 2017 - 2020 годах на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2017 год* |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4=3/2 х 100 |
5 |
6=5/3 х 100 |
7 |
8=7/5 х 100 |
Всего |
314 989,1 |
300 090,0 |
95,3 |
265 711,4 |
88,5 |
338 403,5 |
127,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинский помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" |
184 461,2 |
154 851,3 |
83,9 |
147 265,6 |
95,1 |
219 206,4 |
148,9 |
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
26 647,2 |
24 905,3 |
93,5 |
24 238,5 |
97,3 |
24 977,7 |
103,0 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
9 144,2 |
9 880,8 |
108,0 |
10 040,9 |
101,6 |
10 728,1 |
106,8 |
Подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" |
1 463,0 |
3 000,7 |
в 2 раза |
3 055,5 |
101,8 |
3 097,7 |
101,4 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
1 458,7 |
1 079,1 |
74,0 |
1 116,7 |
103,5 |
849,6 |
76,1 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
36 519,4 |
41 446,8 |
113,5 |
40 543,7 |
97,8 |
40 895,5 |
100,9 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
22 901,1 |
28 213,1 |
123,2 |
27 589,0 |
97,8 |
28 057,8 |
101,7 |
Подпрограмма "Информационные технологии и управление развитием отрасли" |
5 008,8 |
4 519,2 |
90,2 |
6 026,1 |
133,3 |
4 457,8 |
74,0 |
Подпрограмма "Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" |
27 385,4 |
32 193,7 |
117,5 |
5 835,2 |
18,1 |
6 132,9 |
105,1 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 года
Поскольку состав и структура государственной программы "Развитие здравоохранения" в действующей редакции и в проекте паспорта не сопоставимы, параметры финансового обеспечения в 2017 году приведены в структуре государственной программы, соответствующей законопроекту.
Ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", предусмотренные в законопроекте, составят в 2018 году 300 090,0 млн. рублей, в 2019 году - 265 711,4 млн. рублей, в 2020 году - 338 403,5 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2018 году уменьшены на 14 899,1 млн. рублей и составят к уровню 2017 года 95,3%, в 2019 году уменьшены на 34 378,6 млн. рублей к уровню 2018 года (88,5%), в 2020 году увеличены на 72 692,1 млн. рублей относительно 2019 года (127,4%).
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали следующие факторы:
в 2018 году - уменьшение ассигнований связано с тем, что законопроектом не установлены объемы межбюджетных трансфертов на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, которые подлежат перечислению в течение финансового года путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись за счет перераспределения с государственной программы "Социальная поддержка граждан", исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 17 октября 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
в 2019 году - уменьшение объема бюджетных ассигнований на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с переходом большинства категорий "льготных" плательщиков страховых взносов на полный тариф;
в 2020 году - предоставление межбюджетного трансферта бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в объеме 77,1 млрд. рублей.
В 2018 - 2020 годах за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" продолжится реализация приоритетных проектов "Электронное здравоохранение" и "Развитие санитарной авиации". С 2018 года начнется реализация трех новых приоритетных проектов: "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами", "Формирование здорового образа жизни", "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных проектов в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2018 - 2020 годах характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Наименование приоритетного проекта |
2017 (оценка*) |
2018 |
2019 |
2020 |
"Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" (Развитие санитарной авиации) |
3 300,0 |
3 234,0 |
3 300,0 |
|
"Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий" (Электронное здравоохранение) |
1 548,5 |
|
740,0 |
654,0 |
"Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" |
|
1 506,5 |
1 506,5 |
1 506,5 |
"Формирование здорового образа жизни" |
|
403,5 |
403,5 |
403,5 |
"Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" |
|
90,0 |
90,0 |
90,0 |
Целью приоритетного проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" является обеспечение отрасли квалифицированными специалистами за счет внедрения новой процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности - аккредитации специалистов и внедрения непрерывного дополнительного профессионального образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей.
Реализация проекта предполагает увеличить долю специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, в 2018 году - до 12,3%, в 2019 году - до 18,5%, в 2020 году - до 25%, увеличить долю врачей, получающих дополнительное непрерывное профессиональное образование с использованием интерактивных образовательных модулей, в 2018 году - до 40%, в 2019 году - до 60%, в 2020 году - до 80%.
Целью приоритетного проекта "Формирование здорового образа жизни" является формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью. Реализация проекта предполагает увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 40% к 2018 году, до 45% к 2019 году, до 50% к 2020 году, до 60% к 2025 году.
Целью приоритетного проекта "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" является создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства, в 33 субъектах Российской Федерации с последующим тиражированием в 85 субъектах Российской Федерации к 2025 году. Реализация проекта предполагает повысить уровень удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 47% к 2018 году, до 49% к 2019 году, до 60% к 2020 году, до 70% к 2022 году.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2018 - 2020 годах характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||
Наименование |
2018 |
2019 |
2020 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" - всего |
24 686,3 |
26 696,8 |
30 958,5 |
Федеральное агентство научных организаций |
3 887,7 |
3 910,3 |
4 003,0 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
14 694,1 |
17 836,0 |
21 269,9 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
2 326,0 |
2 392,3 |
2 494,3 |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
74,6 |
75,4 |
78,4 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
3 703,8 |
2 482,8 |
3 112,9 |
На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по государственной программе "Развитие здравоохранения" предусмотрено: 2018 год - 27 676,2 млн. рублей, 2019 год - 20 301,8 млн. рублей, 2020 год - 18 015,5 млн. рублей.
Расходы инвестиционного характера по Министерству здравоохранения Российской Федерации в целом по программным и непрограммным направлениям деятельности предусмотрены в следующих объемах: 2018 год - 24 543,4 млн. рублей, 2019 год - 16 583,0 млн. рублей, 2020 год - 12 751,0 млн. рублей; по Федеральному медико-биологическому агентству: 2018 год - 3 559,2 млн. рублей, 2019 год - 3 745,0 млн. рублей, 2020 год - 2 123,1 млн. рублей.
Предусматривается строительство и реконструкция следующих значимых объектов: Строительство Федерального детского реабилитационного центра (ФДРЦ) на 200 коек в г. Подольске; завершение строительства НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина, г. Москва; реконструкция объекта КГБУ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск (в рамках подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске"); строительство объекта "Якутский республиканский онкологический диспансер", г. Якутск (1-я очередь первого пускового комплекса - реконструкция радиологического отделения на 30 коек); строительство детского больничного комплекса в Ленинском округе г. Комсомольск-на-Амуре (I очередь - детская поликлиника, II очередь - лечебный корпус и детское консультативное отделение) и других.
Комитет придает важное значение реализации программы "Земский доктор", под которой понимают мероприятия по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок, поселок городского типа. До конца 2017 года указанные выплаты осуществляются за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Законом N 415-ФЗ зарезервированы бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2018-2019 годах в размере 3,2 млрд. рублей ежегодно в рамках подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
Однако законопроектом бюджетные ассигнования на указанные выплаты перенесены в подпрограмму "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" на основное мероприятие "Оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", включая софинансирование объектов капитального строительства". В результате ассигнования, зарезервированные в размере 3,2 млрд. рублей, в 2018 году сокращены на 2% в соответствии с общими подходами к формированию федерального бюджета и составят 3 136 млн. рублей, в 2019 -2020 годах - 3 200,0 млн. рублей ежегодно.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает, что бюджетные средства на реализацию программы "Земский доктор" не относятся к расходам инвестиционного характера, по своей сущности являются надбавкой к заработной плате за работу в сельской местности и поэтому должны относиться к "защищенным" статьям федерального бюджета.
Ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение"
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" в 2018 году составят 460 313,4 млн. рублей, в 2019 году - 428 460,4 млн. рублей, в 2020 году - 499 381,4 млн. рублей.
В среднесрочном периоде удельный вес расходов федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" в общем объеме расходов федерального бюджета снижается с 2,7% в 2017 году до 2,6% в 2020 году.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" и его подразделам характеризуются следующими данными:
млн. руб. | |||||||||
Наименование |
РЗ |
ПР |
2017 (оценка*) |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Здравоохранение |
|
452 532,6 |
460 313,4 |
101,7 |
428 460,4 |
93,0 |
499 381,4 |
116,6 |
|
в том числе подразделы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стационарная медицинская помощь |
134 788,3 |
138 559,9 |
102,8 |
138 920,5 |
100,3 |
142 530,1 |
102,6 |
||
Амбулаторная помощь |
136 729,5 |
102 701,8 |
75,1 |
104 057,9 |
101,3 |
104 432,8 |
100,4 |
||
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
55,4 |
566,3 |
в 10,2 раза |
566,4 |
100,0 |
583,7 |
103,1 |
||
Скорая медицинская помощь |
3 846,0 |
4 203,8 |
109,3 |
4 261,1 |
101,4 |
978,6 |
23,0 |
||
Санаторно-оздоровительная помощь |
37 611,6 |
40 110,4 |
106,6 |
39 761,2 |
99,1 |
37 158,5 |
93,5 |
||
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
4 172,1 |
4 482,7 |
107,4 |
4 303,9 |
96,0 |
4 336,5 |
100,8 |
||
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
18 629,9 |
25 868,1 |
138,8 |
25 180,3 |
97,3 |
25 109,3 |
99,7 |
||
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
19 801,7 |
21 880,1 |
110,5 |
22 878,7 |
104,5 |
26 648,3 |
116,5 |
||
Другие вопросы в области здравоохранения |
96 898,1 |
121 940,3 |
125,8 |
88 530,4 |
72,6 |
157 603,6 |
178,0 |
*- показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.
Причины, влияющие на динамику расходов по разделу "Здравоохранение" аналогичны тем, что указаны для расходов по государственной программе "Развитие здравоохранения". Среди значимых факторов можно также отметить увеличение ассигнований на оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации в части осуществления расходов капитального характера в 2018 году на 5 655,4 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на повышение оплаты труда медицинских работников в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2018-2020 годах суммарно составляют 185 176,2 млн. рублей, в том числе: в 2018 году - 60 511,4 млн. рублей, в 2019 году - 61 098,4 млн. рублей; в 2020 году - 63 566,4. Они включают в себя ассигнования на увеличение средней заработной платы социальных работников, младшего медицинского персонала, среднего медицинского (фармацевтического) персонала, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1518, от 31.03.2017 N 368).
Ответственный исполнитель - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, участников -7.
В соответствии с проектом паспорта государственной программы, представленного одновременно с законопроектом, уточняются задачи, состав и структура программы, целевые индикаторы.
Цель государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы остается без изменений - создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач государственной программы:
формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности;
формирование научного, технологического и производственного потенциала медицинской промышленности;
формирование кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности.
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы предусмотрены в 2018 году в объеме 11 217,9 млн. рублей, в 2019 году - 11 289,8 млн. рублей, в 2020 году - 11 275,5 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета в 2017 - 2020 годах на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы и ее подпрограмм характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2017 год* |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
Изменение к предыдущему году, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
12 913,1 |
11 217,9 |
86,9 |
11 289,8 |
100,6 |
11 275,5 |
99,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
2 985,1 |
7 748,6 |
в 2,6 раза |
7 894,1 |
101,8 |
7 886,4 |
99,9 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
2 724,8 |
3 127,8 |
114,8 |
3 129,0 |
100,0 |
3 129,0 |
100,0 |
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
7 203,2 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Подпрограмма "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
0,0 |
341,5 |
- |
266,7 |
78,1 |
260,0 |
97,5 |
*- показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства лекарственных средств", подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий", подпрограммы "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" обусловлено досрочным завершением федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" и перераспределением бюджетных ассигнований на основные мероприятия указанных подпрограмм.
Отмечая позитивные тенденции в финансировании здравоохранения в предстоящий период 2018 - 2020 годов, Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает ко второму чтению законопроекта изыскать дополнительные ресурсы для решения ключевых задач, обеспечивающих достижение целей государственной программы "Развитие здравоохранения".
1. С учетом финансирования государственной программы "Развитие здравоохранения" из средств обязательного медицинского страхования настоятельно требуется увеличение расходов на развитие первичной медико-санитарной помощи, поскольку именно первичное звено вносит основной вклад в снижение смертности, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни.
2. В связи с ростом количества больных, включенных в соответствующие регистры, недостатком собственных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, ростом заболеваемости по отдельным социально значимым заболеваниям образовалась дополнительная потребность в финансовых ресурсах на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. В 2018 году она оценивается в объеме 20 млрд. рублей, из них 8 млрд. рублей - для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
3. В законопроекте осталась не решенной задача по увеличению нормативных затрат на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием и по переводу укрупнённых групп специальностей в сфере здравоохранения в третью стоимостную группу, утвержденную приказом Минобрнауки России от 20 июля 2016 года N 884 "О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним" (дополнительная потребность - 5 млрд. рублей).
Одновременно с подготовкой новых кадров для современного здравоохранения следует решать задачу поэтапного приведения уровня заработной платы в соответствие с меняющимся правовым статусом врача.
4. В связи с расширением программы "Земский доктор" с 2018 года и включением в нее фельдшеров, Комитет настаивает на восстановлении средств, зарезервированных Законом N 415-ФЗ на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2018 году в полном объеме - 3,2 млрд. рублей, а также на обеспечении их прозрачности и выделении отдельной строкой в рамках подпрограммы "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" государственной программы "Развитие здравоохранения".
В связи с прекращением действия положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", устанавливающих правовые основания осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, с 2018 года, считаем целесообразным установить правовую основу для продолжения программы "Земский доктор" в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и внести в него соответствующие изменения.
5. По мнению Комитета, в проекте паспорта государственной программы "Развитие здравоохранения" параметры ее ресурсного обеспечения в разрезе подпрограмм и основных мероприятий должны быть представлены с разбивкой по уровням бюджетной системы Российской Федерации (федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации).
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учетом высказанных замечаний и предложений.
Заключение утверждено решением Комитета от 10 октября 2017 года (N 34).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.