Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1078316-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
("О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
В пункте 1 новой редакции статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) (пункт 3 статьи 1 законопроекта) предусматривается обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, "обеспечивать соблюдение водителем нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 3 статьи 1" следует читать "пункт 2 статьи 1"
Данное положение не согласуются со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Так, например, в настоящее время в этой сфере действуют Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" и Приказ Минтранса России от 18 октября 2005 года N 127 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса".
Редакция абзаца первого пункта 2 предлагаемой законопроектом статьи 20 Федерального закона не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2004 г. N 4-П) так, например, не ясно о перемещении каких лиц идет речь, также не понятно для каких целей используется оговорка "кроме водителя".
Предлагаемая редакция статьи 20 Федерального закона не содержит положений, запрещающих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. Однако такой запрет в настоящее время предусмотрен в пункте 2 статьи 20 Федерального закона, и на основании этой нормы в статье 12.32.1 Кодекса установлена административная ответственность для должностных лиц этих субъектов предпринимательской деятельности за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения.
Таким образом, в случае изъятия из Федерального закона указанной нормы, будут исключены основания установления административной ответственности в Кодексе.
В случае, если предполагается, что административная ответственность в статье 12.32.1 Кодекса будет иметь место за нарушение пункта 13 статьи 25 Федерального закона, обращаем внимание, что в данном пункте, как и в целом в статье 25 Федерального закона, имеется в виду допуск к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации, а не обязанность для должностных, лиц ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств не допускать водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений к управлению транспортными средствами.
Кроме того, в случае принятия новой редакции статьи 20 из Федерального будет исключено положение о том, что при допуске водителя к работе российские национальные водительские удостоверения должны подтверждать право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.
В абзаце четвертом пункта 2 новой редакции статьи 20 Федерального закона к обязанностям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается отнести обязанность "обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя" на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В проектируемом положении перечислены не все виды муниципальных образований, на территории которых также будет необходимо юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять (обеспечить) стоянку транспортных средств, так, в частности, отсутствуют сельское поселение и муниципальный район.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, должна осуществляться на парковках, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В абзаце восьмом пункта 2 проектируемой редакции статьи 20 Федерального закона предусматривается обязанность "организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств". В настоящее время в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации понятие "предсменный контроль технического состояния транспортных средств" не используется и не раскрывается. Также отмечаем, что в Приказе Минтранса России от 6 апреля 2017 N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств", который вступит в силу 24 декабря 2017 года, понятие "предсменный контроль" также не используется.
В проектируемом пункте 2.1 статьи 30 Федерального закона (пункт 4 статьи 1 законопроекта) используется формулировка "органов государственного контроля (надзора)". Однако в статье 30 Федерального закона "Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения" термин "контроль" не используется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 4 статьи 1" следует читать "пункт 3 статьи 1"
В связи с изменением законопроектом в тексте Федерального закона формулировки "автомобильный и наземный городской электрический транспорт" следует уточнить абзац четвертый статьи 5 Федерального закона.
Проектом федерального закона (пункт 1 статьи 2 законопроекта) предлагается дополнить частью 5 статью 11.14.2 Кодекса, в которой установить административную ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2-4 данной статьи. В качестве административного наказания для должностных лиц предусматривается дисквалификация, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности.
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 3.12 Кодекса административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также, например, в случае совершения правонарушений в области транспортной безопасности.
При повторном совершении таких правонарушений, как перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства, взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц, посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве (части 2 - 4 статьи 11.14.2 Кодекса), перечисленных выше угроз не возникает. Кроме того, данные правонарушения представляют собой нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, а не правонарушения в области транспортной безопасности.
Законопроектом (пункт 4 статьи 2 законопроекта) предлагается дополнить частью 7 статью 12.31.1 Кодекса, в которой установить административную ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-6 данной статьи. В качестве административного наказания предусматривается также дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Обращаем внимание, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.14.2 и 12.31.1 Кодекса, отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти (см. статьи 23.36 и 23.3 Кодекса). Вместе с тем в соответствии со статьями 3.11 и 3.12 Кодекса дисквалификация и административное приостановление деятельности назначаются судьей. Однако законопроект не содержит положений, предполагающих отнести рассмотрение дел об административных правонарушениях по новым части 5 статьи 11.14.2 и части 7 статьи 12.31.1 Кодекса к компетенции судей.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.