Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации актов гражданского состояния.
Проектом федерального закона предусмотрены следующие изменения:
1. В Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ):
1) наделение Минфина России по согласованию с Минюстом России и ФНС России полномочием по утверждению требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения указанных сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 143-ФЗ требования к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, утверждаются Минюстом России. При этом до настоящего времени указанные требования не утверждены, разработчики информационных систем органов записи актов гражданского состояния и (или) информационных систем уполномоченных органов власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и администрации г. Байконура (далее информационная система органа записи актов гражданского состояния) используют разные подходы при формировании органами записи актов гражданского состояния в форме электронных документов записей актов гражданского состояния;
2) предоставление возможности хранения записей актов гражданского состояния, конвертированных (преобразованных) в форму электронного документа, в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В текущей редакции Федерального закона N 143-ФЗ записи актов гражданского состояния хранятся только в информационных системах органов записи актов гражданского состояния. При этом после их передачи в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния необходимо законодательно ограничить их хранение в информационных системах органов записи актов гражданского состояния (их эксплуатацию и т.д.).
При этом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению порядка хранения записи акта гражданского состояния, конвертированной (преобразованной) в форму электронного документа.
2. В Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ):
1) перенос сроков вступления в силу положений Федерального закона N 219-ФЗ в связи с необходимостью проведения дополнительных организационно-распорядительных мероприятий по:
переводу в электронную форму актовых книг - с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года;
оптимизации процедур оказания государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния - с 1 января 2021 г.;
вступление в силу норм в части ведения сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств, - с 1 января 2019 г.;
2) наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами территории Российской Федерации;
3) распространение норм Федерального закона N 219-ФЗ в части установления обязанности законного представителя лица, не достигшего восемнадцати лет или ограниченного в дееспособности, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, по направлению в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведений о факте данной регистрации.
Согласно текущей редакции Федерального закона N 219-ФЗ гражданин Российской Федерации, в отношении которого либо в отношении несовершеннолетнего ребенка которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, направляет по своему месту жительства в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведения о факте данной регистрации.
При этом сведения о факте регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства гражданина Российской Федерации, не достигшего восемнадцати лет или ограниченного в дееспособности, может представить только его законный представитель.
Таким образом, существует необходимость распространения норм Федерального закона N 219-ФЗ в части установления обязанности законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего восемнадцати лет или ограниченного в дееспособности, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, по направлению в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведений о факте данной регистрации;
4) исключение из перечня органов, имеющих право на получение сведений о государственной регистрации рождения, смерти, установления отцовства и перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений и изменений в записи актов о рождении, смерти, установлении отцовства и перемене имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, органов социальной защиты населения.
С 1 января 2018 г. вступают в силу нормы Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ), касающиеся Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО), пользователями которой, в частности, являются органы государственной власти (государственные органы), организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
В соответствии с составом информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источниками такой информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181, Федеральная налоговая служба направляет соответствующие сведения в ЕГИССО, оператором которой согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В свою очередь органы социальной защиты населения в рамках осуществления деятельности по оказанию государственной социальной помощи должны получать необходимую информацию непосредственно из ЕГИССО;
5) наделение Минобороны России и его территориальных органов правом на получение сведений о государственной регистрации смерти и перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти и перемене имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", а также пунктами 4 и 5 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России и входят в состав военных округов.
Учитывая изложенное, предоставление сведений о государственной регистрации смерти и перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти и перемены имени, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, следует осуществлять Минобороны России и его территориальным органам;
6) исключение из перечня органов, имеющих право на получение сведений о государственной регистрации рождения и смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений о внесении исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере образования (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации проекта федерального закона о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам");
7) наделение Росреестра правом на получение сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в статью 12 Федерального закона N 143-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (его территориальные органы), имеет право на получение сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Таким образом, в Федеральный закон N 219-ФЗ требуется внесение вышеуказанного изменения в целях его приведения в соответствие с действующей редакцией Федерального закона N 143-ФЗ.
8) наделение ФССП России правом на получение сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в рамках межведомственного взаимодействия в части сведений, необходимых для исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.
В целях обеспечения прав судебных приставов-исполнителей следует предоставить им возможность получения сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
9) наделение нотариусов правом на получение сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния в части сведений, необходимых для совершения нотариальных действий.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы), нотариус обязан оказывать квалифицированную помощь лицам, обратившимся за совершением нотариальных действий, и обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан.
При совершении нотариальных действий нотариусам необходимо проверять достоверность сведений и информации, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариального действия.
Согласно абзацу четвертому статьи 15 Основ нотариусы имеют право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий.
Учитывая изложенное, в целях повышения защиты прав граждан, сокращения количества случаев мошенничества, в частности связанных со вступлением в наследство, заключением сделок купли-продажи недвижимого имущества без согласия супруга (супруги) или без учета интересов несовершеннолетних детей, нотариусам следует предоставить возможность получения по запросу сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
10) наделение Росгвардии правом на получение сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
В связи с передачей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" Росгвардии от МВД России органов управления и подразделений, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, необходимо предоставление Росгвардии соответствующей информации, получателем которой для исполнения указанных функций являлось МВД России.
11) установление особенностей, необходимых для реализации положений подпункта "б" пункта 9 статьи 1 Федерального закона N 219-ФЗ на переходной период, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного информационного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в части военных комиссариатов муниципальных образований, глав местных администраций муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, - территориальных органов исполнительной власти городов федерального значения и органов социальной защиты;
12) установление возможности подписания и выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации акта гражданского состояния, составленного на основании записи акта гражданского состояния, составленной после 1 октября 2018 г. или включенной в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния в рамках перевода в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), органом записи актов гражданского состояния заявителю по месту его обращения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) потребует:
1. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1030 "Об утверждении Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 520н "Об утверждении перечней сведений о государственной регистрации рождения и смерти, подлежащих передаче органами записи актов гражданского состояния органам социальной защиты населения, и форм их передачи";
постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. N 348п "Об утверждении перечней сведений о государственной регистрации рождения и смерти, подлежащих передаче органами записи актов гражданского состояния территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, и форм их передачи".
2. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Ответственный исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации.
Срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
3. Разработать следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка хранения записи акта гражданского состояния, конвертированной (преобразованной) в форму электронного документа".
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении особенностей составления записи акта гражданского состояния за пределами территории Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Срок разработки - в течение 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
3) приказ Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении требований к форматам сведений, вносимых в записи актов гражданского состояния, составленные в форме электронных документов, и порядка представления, использования и хранения указанных сведений в целях формирования и ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния".
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.