Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 326908-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях установления административной ответственности за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента.
Статья 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" устанавливает, что юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к иностранному средству массовой информации могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации. В случае применения к иностранному средству массовой информации положений указанного Федерального закона данное иностранное средство массовой информации несет права и обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Однако в настоящее время административная ответственность за нарушение исполнения указанных обязанностей отсутствует.
В связи с этим предлагается дополнить главу 19 Кодекса об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 19.34.1 "Нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента". В случае выявления указанного правонарушения предусматривается наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
Устанавливаются также штрафные санкции в повышенном размере за повторное или грубое нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. Под грубым нарушением указанного порядка следует понимать неоднократное (более двух раз в течение года) нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента.
Корреспондирующие дополнения вносятся в статьи 3.5 "Административный штраф", 23.1 "Судьи", 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" Кодекса. Данные дополнения предусматривают механизм реализации проектируемой статьи 19.34.1 Кодекса.
В предусмотренных законопроектом изменениях учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в его Постановлении от 8 апреля 2014 г. N 10-П. Предлагаемые законопроектом размеры административного штрафа согласуются с гарантиями соразмерности порождаемых последствий для привлекаемого к административной ответственности лица тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, поскольку при назначении административного наказания могут применяться положения части 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части Кодекса.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.