Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1060641-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1060641-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, в части вопросов относящихся к его компетенции, и отмечает.
Данный законопроект и законопроект N 1060640-6 "О внесении изменения в статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" подготовлены Правительством во исполнение подпункта 1 "б" пункта 1 Перечня поручения Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508 и предусматривают изменение с 2017 года механизма финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) с учетом финансирования напрямую из Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральных медицинских организаций за оказание ими ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Для создания правовой основы осуществления из бюджета Фонда финансирования ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, данным законопроектом вносятся изменения в часть 8 статьи 33 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Фонд наделяется "иными полномочиями".
Кроме того, указанный Федеральный закон дополняется статьей 50.1, определяющей порядок образования обособленных ассигнований на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС. В бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования:
на финансирование ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями;
на софинансирование расходов субъектов на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой региональными медицинскими организациями;
на финансирование ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями частной системы здравоохранения.
Объемы ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, будут определяться федеральными органами - учредителями, которые будут осуществлять контроль за использованием выделенных средств совместно с Фондом. Контроль за использованием средств медицинскими организациями субъектов будет осуществляться Фондом, территориальными фондами и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Контроль за использованием средств медицинскими организациями частной системы здравоохранения будет осуществляться Фондом.
Предлагаемые законопроектами изменения касаются исключительно финансового обеспечения оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС. При этом изменение порядка финансового обеспечения ВМП, входящей в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями, не предусматривается, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, создает риски снижения доступности ВМП, оказываемой в федеральных медицинских организациях и не соответствует положениям поручения Президента Российской Федерации.
Счетная палата отмечает, что разделение ВМП на две группы - входящей в базовую программу ОМС и не входящей в базовую программу ОМС, создает не равные условия предоставления высокотехнологичной медицинской помощи застрахованным лицам и не соответствует законодательству Российской Федерации.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, должен был быть проведен анализ всех видов ВМП, оказываемой федеральными медицинскими организациями за счет всех источников финансирования, и определить перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказание которых может осуществляться в названных медицинских организациях за счет средств бюджета ФОМС.
В части предлагаемого законопроектом механизма доведения средств бюджета ФОМС до бюджетов субъектов Российской Федерации Счетная палата обращает внимание, что предложенный трехступенчатый механизм финансирования непрозрачен и не позволяет в полной мере контролировать расходование предоставляемых средств и их эффективное использование, и в случае невыполнения медицинскими организациями объемов ВМП возврат средств в бюджет ФОМС будет значительно затруднен либо невозможен.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1060641-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом необходимости его доработки во втором чтении в соответствии с замечаниями Счетной палаты в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.