Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 330215-7 "О внесении изменений в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ) разработан в целях актуализации административной ответственности за нарушения, связанные с установлением порядка культивирования наркотикосодержащих растений в Российской Федерации.
Совершение правонарушения, предусмотренного действующей редакцией статьи 10.5 КоАП РФ (непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В Кабардино-Балкарской Республике, как и в ряде других регионов Российской Федерации, в силу географических и климатических факторов имеются благоприятные условия для произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, в частности конопли, хвощи полевой, эфедры рослой и эшольции калифорнийской. Этим фактором в первую очередь и обусловлено, что самыми распространенными наркотиками в республике являются производные конопли (марихуана, гашиш, гашишное масло).
Согласно представленным Информационным центром МВД по КБР статистическим данным, на территории Кабардино-Балкарской Республики за 9 месяцев 2017 года из незаконного оборота изъято 67,1 кг наркотических средств каннабисной группы, что составляет 93,6% от веса всех изъятых наркотиков и сильнодействующих веществ (АППГ - более 80 кг, 97,7%).
С начала 2017 года в Кабардино-Балкарской Республике выявлено 126 очагов произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений на площади 22,6 га, по которым уничтожено 100 очагов общей площадью 16,6 га. Как установлено, подавляющее большинство изымаемых наркотиков незаконно приобретается жителями республики в очагах их естественного произрастания.
По данным Информационного центра МВД по КБР, в Российской Федерации за 9 месяцев 2017 года выявлено 23883 очага произрастания дикорастущей конопли на общей площади 16008,2 га.
На территории Российской Федерации в 2014 году было выявлено 1090 административных правонарушений, предусмотренных статьей 10.5 КоАП РФ, к административной ответственности привлечено 1082 физических лица, 6 юридических лиц, в 2015 году выявлено 1121 административное правонарушение, к административной ответственности привлечено 1078 физических лиц, 17 юридических лиц, в 2016 году выявлено 1252 административных правонарушения, к административной ответственности привлечено 1241 физическое лицо, 4 юридических лица, за 9 месяцев 2017 года выявлено 1344 административных правонарушения, к административной ответственности привлечено 1341 физическое лицо.
Таким образом, статистические данные свидетельствует об увеличении количества указанных административных правонарушений, что не может не свидетельствовать о неэффективности применяемого наказания.
Вместе с тем, полагаем, что в настоящее время усматривается явное несоответствие меры ответственности, предусмотренной статьей 10.5 КоАП РФ, степени общественной опасности правонарушения.
Санкция статьи 10.5 КоАП РФ остается неизменной с 2007 года и, на наш взгляд, нуждается в актуализации.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в абзац второй статьи 10.5 КоАП РФ, установив размер административного штрафа для граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Законопроект доработан с учетом предложений, указанных в заключении комиссии Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 10.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.