Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1050541-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, С.Ю. Фабричным, У.М. Умахановым, Н.В. Панковым, Г.К. Сафаралиевым, Н.В. Герасимовой, П.И. Пимашковым, М.М. Галимардановым, В.Б. Кидяевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1050541-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, С.Ю. Фабричным, У.М. Умахановым, Н.В. Панковым, Г.К. Сафаралиевым, Н.В. Герасимовой, П.И. Пимашковым, М.М. Галимардановым, В.Б. Кидяевым.
В данном законопроекте предлагается уточнить отдельные правовые нормы, регулирующие механизм реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), нормами которого был усовершенствован порядок организации государственной регистрации объектов недвижимости.
Нормами данного законопроекта также предлагается системно унифицировать используемую в системе кадастровых отношений и отношений, связанных с государственной регистрацией недвижимости, терминологию в целом ряде нормативных правовых актов.
Вместе с тем, законопроектом предусмотрено внесение изменений в положения Федерального закона N 218-ФЗ в части уточнения состава сведений Единого государственного реестра недвижимости, в том числе - о зонах с особыми условиями использования территории, уточнения требований к документам, представляемым в орган регистрации прав в результате выполнения комплексных кадастровых работ, в части требований к карте-плану территории, уточнения порядка внесений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о жилых помещениях специализированного жилого фонда и т.д., в связи с принятием одновременно или после его принятия федеральных законов, которыми не внесены корреспондирующие нормы в Федеральный закон N 218-ФЗ.
Кроме того, ряд изменений вносится в нормативные правовые акты в целях оптимизации механизма межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации прав.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Комитет подчеркивает актуальность и важность проектируемых норм законопроекта в части приведения отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с Федерального закона N 218-ФЗ и корректировки отдельных положений Федерального закона N 218-ФЗ в связи с изменением законодательства в целях устранения отдельных правовых проблем и пробелов в законодательстве, регулирующем кадастровые отношения и отношения, связанные с государственной регистрацией недвижимости.
Вместе с тем, Комитет отмечает необходимость обратить внимание на то, что в проектируемом пункте 20 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ в части предоставления из государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального назначения или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования вызывает неоднозначность формулировка "иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок".
Согласно нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования является вопросом местного значения.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, в целях совершенствования механизма межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации прав и повышения эффективности реализации Федерального закона N 218-ФЗ, среди прочего, представляется целесообразным распространить проектируемую норму статьи 8 законопроекта в части сокращения сроков подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) с пяти до двух рабочих дней и на правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством соответствующего исключения данных документов из части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ.
В целом, проектируемые нормы данного законопроекта, предполагающие совершенствование и точечные корректировки отдельных положений законодательства, представляются целесообразными и своевременными направлениями правового регулирования в сфере государственной регистрации недвижимости.
В связи с изложенным Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает данный законопроект с учетом указанных предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.