Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N Пр-2724, а также поручениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. N ДМ-ПЗ6-496 (пункт 2), от 6 июня 2016 г. N ДМ-П13-3393 (пункт 6), от 8 июня 2016 г. N СП-П36-3381 (пункты 2 и 3), от 15 сентября 2016 г. N СП-П36-5527 и пунктом 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р.
Законопроект определяет правовые и организационные основы системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Положения законопроекта будут применяться к вопросам организации и осуществления всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении организаций и граждан, за исключением видов государственного контроля (надзора), перечисленных в части 2 статьи 1 законопроекта.
Законопроектом устанавливается перечень основных понятий, применяющихся при правовом регулировании государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В законопроекте определяются понятия государственного контроля (надзора), муниципального контроля, общественно значимого результата их проведения, устанавливаются перечни видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также требования к процедуре введения новых видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. За пределами указанных в законопроекте и приложенных к нему перечней видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могут осуществляться только виды регионального государственного контроля (надзора), установленные в субъектах Российской Федерации по предметам их ведения.
Устанавливается иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Правовое регулирование государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляется данным законопроектом, а также принимаемыми в предусмотренных им случаях указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Особенности организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могут устанавливаться иными федеральными законами.
Предусмотрена обязательность принятия положений о каждом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Также для каждого вида государственного контроля (надзора) и вида муниципального контроля органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля утверждаются административные регламенты, определяющие административные процедуры их проведения. Вводится общее правило о невозможности проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при отсутствии утвержденного положения о виде государственного контроля (надзора), положения о виде муниципального контроля и соответствующего административного регламента. Законопроектом разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Законопроектом определяются органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля. Соответствующими полномочиями могут наделяться федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Предусматривается возможность осуществления государственного контроля (надзора) Банком России, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, государственными внебюджетными фондами, а также государственными учреждениями в отдельных сферах деятельности.
Вводится определение обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также устанавливаются требования к разработке правовых актов, содержащих обязательные требования, их актуализации и к разъяснительно-методической работе органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В отдельной статье законопроекта раскрываются принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В их числе принципы законности, результативности, стратегической направленности, эффективности, межведомственной ответственности, объективности, независимости, компетентности, пропорциональности, превентивной направленности, стимулирования добросовестности, разграничения полномочий, информационной открытости и ответственности органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Законопроект вводит общие подходы к оценке результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, межведомственному взаимодействию для целей государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, координации деятельности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В целях сохранения достижений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в части упрощения доступа хозяйствующих субъектов на рынок и гарантий прав предпринимателей законопроектом предусмотрен уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности, для осуществления которых достаточно уведомить о начале такой деятельности уполномоченный орган исполнительной власти.
Законопроект закрепляет систему управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предлагается создание ведомственных систем управления рисками, внедрение их в деятельность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При использовании систем управления рисками органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля будут учитывать степень тяжести негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований. Законопроектом определяются основные понятия и порядок правового регулирования систем управления рисками, а также результаты их реализации. В результате оценки рисков объекты государственного контроля (надзора) и муниципального контроля разделяются на категории риска (классы опасности), при этом максимально возможная шкала категорий риска (классов опасности) включает шесть позиций.
Практическим результатом введения систем управления рисками станет уход от предусмотренной Федеральным законом N 294-ФЗ "плоской", недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в 3 года вне зависимости от их индивидуальных характеристик (крупное промышленное предприятие или объект нестационарной торговли) или от отраслевых особенностей (угроза ядерного взрыва или нарушение правил хранения архивных документов). Оценка риска позволит органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля (надзора) на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам.
Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на объекты повышенного риска, граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. От проведения плановых мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля освобождаются объекты, которым присвоена низкая категория риска (VI класс опасности).
Система управления рисками позволит увеличить сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.
Для видов государственного контроля (надзора) и видов муниципального контроля количество категорий риска (классов опасности) и периодичность проведения плановых проверок будут устанавливаться индивидуально, что позволит учесть недостатки Федерального закона N 294-ФЗ, накопленный мировой опыт в данной сфере и оптимальным образом распределить усилия контрольно-надзорных органов на наиболее опасных направлениях.
Законопроектом сформирована система мероприятий и действий по государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Законопроект устанавливает отдельное регулирование для каждого мероприятия (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор), при этом допуская возможность установления федеральными законами особенностей осуществления мероприятий и действий по видам государственного контроля (надзора) и видам муниципального контроля.
Установленная в законопроекте система мероприятий и действий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю позволит ввести единые подходы к их использованию для всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Специфика отдельных видов государственного контроля и надзора, традиционные названия отдельных мероприятий и действий могут быть учтены в особенностях, устанавливаемых федеральными законами.
Законопроектом определяется порядок проведения экспертизы, статус экспертных организаций и экспертов.
В законопроекте раскрываются обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, порядок их доступа к производственным объектам для проведения мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, ограничения, которые должны соблюдаться при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с законопроектом органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля будет предоставлена возможность организации совместных (межведомственных) мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении граждан, организаций.
Законопроект предусматривает правовое регулирование проверочных листов, которые включают в себя перечень обязательных требований, соблюдение которых является предметом мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Отдельная глава законопроекта посвящена проверке как наиболее значимому и затратному мероприятию государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Плановые проверки проводятся, если иное не установлено федеральными законами, на основе ежегодного плана проведения проверок, формирование которого происходит во взаимодействии с органами прокуратуры. Установлены основания проведения внеплановых проверок, случаи их согласования с органами прокуратуры.
Специальная глава законопроекта посвящена обеспечению прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Установлены права граждан и организаций, их представителей при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Законопроектом предусмотрены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также их результатов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, снижение избыточного административного давления на организации и граждан, а также оптимизацию расходов бюджета.
На федеральном уровне в Российской Федерации 50 федеральными органами исполнительной власти осуществляется 160 видов государственного контроля (надзора). На региональном уровне осуществляется 44 вида регионального государственного контроля (надзора) и 11 видов муниципального контроля.
Недостаточная эффективность контрольно-надзорной деятельности приводит к значительному ущербу, наносимому охраняемым законом ценностям. В частности, только от дорожно-транспортных происшествий, пожаров и алкогольных отравлений контрафактным алкоголем за год в России погибает более 50 000 человек. По предварительным оценкам, общие потери населения от причин, связанных с недостаточной эффективностью государственного контроля (надзора), могут составлять несколько сот тысяч человек в год.
Сравнение на международном уровне показывает, что во многих сферах деятельности по показателям смертности, числу пострадавших, аварийности, нанесенному материальному ущербу и прочим видам случаев причинения вреда Российская Федерация уступает ведущим странам мира в несколько раз или на порядок. В частности, число погибших от пожаров в России в 2011 году составило 9.27 на 100 тыс. населения, тогда как в Германии данный показатель составляет - 0.48, во Франции - 0.63, в Италии - 0.2, а в США - 0.97 соответственно.
В России также отсутствует действенная система учета материального ущерба по всем видам государственного контроля (надзора), но только от последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций он составляет несколько десятков миллиардов рублей. По всей вероятности, материальный ущерб во всех 156 сферах деятельности, в которых установлен государственный контроль (надзор), может составлять сотни миллиардов рублей.
По оценкам Минэкономразвития России, в системе контрольнонадзорных органов на федеральном уровне работает более 200 тыс. человек, а совокупные расходы на данную деятельность составляют более 500 млрд. рублей в год.
Издержки бизнеса от избыточного административного давления оцениваются различными экспертами от 2 до 5% ВВП, что в денежном выражении составляет от 1.5 трлн. рублей до 3.5 трлн. рублей.
Обобщая указанные данные, можно сказать, что недостаточная эффективность государственного контроля (надзора) стоит обществу и государству сотен тысяч жизней, миллионов пострадавших, ста миллиардов бюджетных расходов и нескольких триллионов материального ущерба и издержек бизнеса.
Реализация Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" позволит снизить количество погибших и пострадавших, уменьшить материальный ущерб в сферах деятельности, в которых установлен государственный контроль (надзор), а также снизить избыточное административное давление на бизнес и оптимизировать людские, финансовые и материальные расходы на проведение контрольно-надзорной деятельности.
В основе законопроекта лежит риск-ориентированный подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности. Мировой опыт использования данной модели показал, что после ее полного внедрения удается значительно улучшить показатели защиты охраняемых законом ценностей, при этом сократив от 10 до 30% безрезультативных и низкоэффективных контрольно-надзорных мероприятий и связанных с ними бюджетных расходов.
Таким образом, общее снижение неэффективных расходов бюджета на контрольно-надзорную деятельность, начиная с 2017 года, может составить около 5% от общего объема расходуемых на эти цели средств, или до 20 млрд. рублей в год, а после полного вступления всех норм закона и подзаконных актов к 2020 году до 10%, или до 50 млрд. рублей в год.
В части информационных систем законопроектом предусматривается ведение Единого реестра проверок.
Следует отметить, что по состоянию на настоящее время Единый реестр проверок уже создан, а его ведение (обеспечение функционирования) осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, направленные на ведение и развитие Единого реестра проверок, законопроектом не предусматриваются.
Таким образом, реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
1. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
2. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В рамках проекта федерального закона будут внесены изменения в:
1) Земельный кодекс Российской Федерации;
2) Водный кодекс Российской Федерации;
3) Жилищный кодекс Российской Федерации;
4) Лесной кодекс Российской Федерации;
5) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
6) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
7) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
8) Закон Российской Федерации "О недрах";
9) Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае";
10) Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке";
11) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
12) Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении";
13) Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности";
14) Федеральный закон "О теплоснабжении";
15) Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
16) Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
17) Федеральный закон "О рекламе";
18) Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
19) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
20) Федеральный закон "Об электроэнергетике";
21) Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
22) Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
23) Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
24) Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
25) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
26) Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
27) Федеральный закон "О естественных монополиях";
28) Федеральный закон "О пожарной безопасности";
29) Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации";
30) Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
31) Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
32) Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
33) Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации";
34) Федеральный закон "О безопасности дорожного движения";
35) Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
36) Федеральный закон "О свободном порте Владивосток";
37) Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
38) Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
39) Федеральный закон "О связи";
40) Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
41) Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
42) Федеральный закон "О лотереях";
43) Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
44) Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
45) Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";
46) Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
47) Федеральный закон "О донорстве крови и ее компонентов";
48) Федеральный закон ""Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
49) Федеральный закон "О некоммерческих организациях";
50) Федеральный закон "О транспортной безопасности";
51) Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях";
52) Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";
53) Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
54) Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";
55) Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
56) Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств";
57) Федеральный закон "О саморегулируемых организациях";
58) Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
59) Федеральный закон "О кадастровой деятельности";
60) Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
61) Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
62) Федеральный закон "О семеноводстве";
63) Федеральный закон от "О безопасности гидротехнических сооружений";
64) Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности";
65) Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";
66) Федеральный закон "О животном мире";
67) Закон Российской Федерации "О ветеринарии";
68) Федеральный закон "О биомедицинских клеточных продуктах";
69) Федеральный закон "Об актуарной деятельности в Российской Федерации";
70) Федеральный закон "Об электронной подписи";
71) Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
72) Федеральный закон "Об общественных объединениях";
73) Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
74) Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений";
75) Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
76) Федеральный закон "Об экспортном контроле";
77) Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха";
78) Закон Российской Федерации "О государственной тайне";
79) Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
80) Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";
81) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
82) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
83) Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) порядок аттестации экспертов, привлекаемых органами государственного и муниципального контроля (надзора) к проведению форм, мероприятий по контролю (надзору);
обоснование: пункт 18 статьи 2 законопроекта;
2) порядок оценки регулирующего воздействия;
обоснование: часть 6 статьи 4, часть 8 статьи 9 законопроекта;
3) порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, иных нормативных документов (с указанием источников их официального опубликования), устанавливающих обязательные требования, методических и инструктивных документов, обеспечивающих порядок проведения форм и мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также информации о внесении в них изменений, признании указанных актов утратившими силу;
обоснование: часть 3 статьи 9 законопроекта;
4) порядок актуализации обязательных требований;
обоснование: часть 7 статьи 9 законопроекта;
5) перечень работ и услуг в составе видов деятельности с уведомительным порядком начала деятельности;
обоснование: часть 2 статьи 11 законопроекта;
6) форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора);
обоснование: часть 8 статьи 11 законопроекта;
7) положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
обоснование: пункт 6 части 1 статьи 14 законопроекта;
8) порядок разработки и утверждения административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора);
обоснование: часть 2 статьи 14 законопроекта;
9) порядок определения межведомственных показателей результативности;
обоснование: часть 2 статьи 16 законопроекта;
10) порядок определения показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обоснование: часть 5 статьи 16 законопроекта;
11) порядок создания внутриведомственных систем оценок результативности и эффективности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их должностных лиц;
обоснование: часть 6 статьи 16 законопроекта;
12) порядок подготовки докладов о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
обоснование: часть 7 статьи 16 законопроекта;
13) порядок осуществления взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (надзора) при организации и проведении мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора);
обоснование: часть 1 статьи 17 законопроекта;
14) порядок совместного проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обоснование: пункт 1 части 1 статьи 17 законопроекта;
15) порядок осуществления органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) межведомственного обмена сведениями при организации и проведении мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора);
обоснование: пункт 2 часть 1 статьи 17 законопроекта;
16) порядок организации проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) (межведомственных) мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора);
обоснование: часть 3 статьи 16 законопроекта;
17) порядок создания и ввода в эксплуатацию базовых федеральных государственных информационных систем, общие требования к ведомственным государственным информационным системам, а также порядок взаимодействия базовых и ведомственных информационных систем в области государственного и муниципального контроля (надзора);
обоснование: часть 6 статьи 20 законопроекта;
18) порядок привлечения органов полиции к осуществлению форм и мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора);
обоснование: часть 4 статьи 22 законопроекта;
19) порядок определения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) приемлемого (допустимого) уровня риска, исходя из целевых значений показателей результативности;
обоснование: пункт 1 части 1 статьи 24 законопроекта;
20) порядок взаимного согласования методики оценки рисков и обмена сведениями о рисках в установленной сфере деятельности;
обоснование: пункт 2 части 1 статьи 24 законопроекта;
21) общий порядок организации и функционирования ведомственных систем управления рисками;
обоснование: часть 3 статьи 25 законопроекта;
22) порядок общественного обсуждения критериев риска, категорий рисков (классов опасности), периодичности плановых мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора) и раскрытия информации о них;
обоснование: часть 7 статьи 29 законопроекта;
23) порядок согласования контрольной закупки с органами прокуратуры, типовая форма заявления о согласовании контрольной закупки с органами прокуратуры, требования к решению органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении контрольной закупки;
обоснование: часть 6 статьи 34 законопроекта;
24) порядок организации и проведения контрольной закупки (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий), а также учета информации о ней в едином реестре проверок;
обоснование: часть 11 статьи 34 законопроекта;
25) порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора);
обоснование: часть 3 статьи 35 законопроекта;
26) перечень экспертиз, проведение которых оплачивается за счет средств граждан и организаций, а также порядок определения размеров платы за проведение экспертиз экспертными организациями, являющимися подведомственными органам государственного контроля (надзора), органам местного самоуправления организациями;
обоснование: часть 4 статьи 43 законопроекта;
27) порядок возмещения расходов, возникших в результате отбора проб (образцов) продукции;
обоснование: часть 14 статьи 44 законопроекта;
28) порядок организации и осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
обоснование: часть 4 статьи 50 законопроекта;
29) порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи гражданином, организацией возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения;
обоснование: часть 7 статьи 50 законопроекта;
30) общие требования к форме проверочного листа;
обоснование: часть 5 статьи 54 законопроекта;
31) порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (надзора), их должностных лиц;
обоснование: часть 4 статьи 65 законопроекта.
2. Принятие Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации потребует признания утратившими силу следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю".
3. Принятие Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
обоснование: часть 10 статья 34 законопроекта;
2) положения о видах федерального государственного контроля (надзора);
обоснование: часть 1 статьи 14 законопроекта;
3) административные регламенты осуществления федерального государственного контроля (надзора);
обоснование: часть 2 статьи 14 законопроекта.
4. Принятие Федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации" потребует принятия следующих актов уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти:
1) методик расчета значений количественных показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения;
обоснование: часть 7 статьи 26 законопроекта;
2) типовая форма решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (надзора) о проведении проверки;
обоснование: часть 2 статьи 52 законопроекта;
3) типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки гражданина, организации, производственного объекта;
обоснование: часть 12 статьи 55 законопроекта;
4) типовая форма акта проверки;
обоснование: часть 1 статьи 59 законопроекта;
5) типовая форма журнала учета проверок;
обоснование: часть 6 статьи 59 законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.