Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
24 апреля 2013 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Закон вносился Президентом Российской Федерации и был разработан в целях реализации соответствующего положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года. Закон направлен на обеспечение национальной безопасности, противодействие коррупции, деоффшоризацию российской экономики, повышение ответственности национальной элиты и исключению недобросовестного лоббизма.
Законом установлен запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации и (или) участвующим в подготовке таких решений открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Понятие "иностранные финансовые инструменты" содержится в статье 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", однако оно используется, в основном для целей функционирования рынка ценных бумаг и затрагивает те финансовые инструменты, которые допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов. При этом перечень иностранных финансовых инструментов определяется в соответствии с Положением о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. N 07-105/пз-н.
Правоприменительная практика демонстрирует, что определение, содержащееся в законодательстве о рынке ценных бумаг, требует дополнительной детализации для целей противодействия коррупции. Так, например, правоприменительная практика, основываясь на законодательстве о рынке ценных бумаг, делает вывод о том, что доля в уставном капитале иностранной организации не является иностранным финансовым инструментом и запрет, установленный Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ, на нее не распространяется (См., например, Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2013 N 1-АПГ13-10). Таким образом, сложилась ситуация, когда для лиц, замещающих отдельные должности владение иностранным акционерным обществом запрещено, а владение иностранным обществом с ограниченной ответственностью разрешено. По мнению Комитета, такой подход не соответствует целям, заявленным при принятии Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.
Исходя из этого, Национальным планом противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы (Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 N 226) было дано поручение Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внести предложения о способах снятия неопределенности в нормативном определении понятий "иностранные финансовые инструменты" и "доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты". Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции участвовал в подготовке рассматриваемого законопроекта, замечания и предложения Комитета были учтены Правительством Российской Федерации до внесения проекта в Государственную Думу.
Согласно законопроекту иностранными финансовыми инструментами в вышеуказанных целях признаются:
1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты лиц (организаций и (или) физических лиц), местом регистрации, жительства или нахождения которых является иностранное государство, а также иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;
2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица;
3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора является лицо (организация и (или) физическое лицо), местом регистрации, жительства или нахождения которого является иностранное государство, и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
4) доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, в отношении которого установлен запрет;
5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора является лицо (организация и (или) физическое лицо), местом регистрации, жительства или нахождения которого является иностранное государство, и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.
Особо следует подчеркнуть, что законопроектом также предлагается определить, что запрет на владение пользование иностранными финансовыми инструментами включает в себя прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и пользование такими инструментами.
Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.