Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 18 мая 2016 г. N 184/6.1
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Поддерживая концепцию представленного законопроекта, направленного на устранение правовой неопределенности понятия "иностранные финансовые инструменты", в том числе в целях повышения эффективности противодействия коррупции, Комитет полагает целесообразным высказать ряд замечаний.
1. Статьей 1 законопроекта предусмотрены изменения в статью 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты".
Вместе с тем, отличие определения "иностранные финансовые инструменты", предлагаемого законопроектом, от содержания понятия "иностранные финансовые инструменты", используемого в Федеральном законе от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), может способствовать возникновению правовой неопределенности.
В связи с этим, Комитет полагает, что первоначальное закрепление определения "иностранные финансовые инструменты" не в профильном законодательстве, регулирующем финансовый рынок, т.е. в Федеральном законе N 39-ФЗ, а в рамках специального законодательства о противодействии коррупции, содержащего меры ограничительного и запретительного характера, напрямую не относящиеся к финансовому праву, нуждается в дополнительном обсуждении.
2. В статье 2 Федерального закона N 39-ФЗ "финансовый инструмент" определен как "ценная бумага или производный финансовый инструмент".
В соответствии с пунктом 2 статьи названного Федерального закона, правом квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты, а также определять их виды, наделен Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 2 статьи" следует читать "пунктом 2 статьи 44"
Непосредственная классификация финансовых инструментов осуществляется организацией, являющейся членом Ассоциации национальных нумерующих агентств от Российской Федерации.
Основными документами, классифицирующими финансовые инструменты, являются международные стандарты ISO 6166 (Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты - Международная система нумерации для идентификации ценных бумаг (ISIN)) и ISO 10962 (Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты - Классификация финансовых инструментов (Код CFI)).
Вместе с тем, даже при наличии четкого механизма классификации ценных бумаг и производных финансовых инструментов, возникает неопределенность в вопросе отнесения отдельных финансовых инструментов к "иностранным", в частности в связи с возможностью эмиссии депозитарных расписок российскими финансовыми институтами (депозитариями).
Так, согласно правилам Ассоциации национальных нумерующих агентств, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, их выпустившие.
Таким образом, российские депозитарные расписки будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения отдельным категориям лиц, перечисленным в Федеральном законе N 79-ФЗ, без нарушения этими лицами норм законодательства.
3. Кроме того, Комитет полагает целесообразным использовать понятие "иностранные структуры без образования юридического лица" в значении, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а не законодательством о налогах и сборах.
Принимая во внимание изложенное, Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1048545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты" с учетом высказанных выше замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.