Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 336427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях регулирования производства и оборота стеклянной потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции.
С 31 марта 2017 года вступили в силу нормы, которыми введен государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта. В рамках данной процедуры государством в лице Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка будет обеспечен учет всего оборудования для производства спирта на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия лицензии.
Между тем, производство и оборот стеклянной тары, являющейся не менее важным компонентом при производстве алкогольной продукции, на данный момент практически никак не контролируется государством.
В результате нелегальные производители алкогольной продукции могут беспрепятственно разместить заказ на производство любых объемов стеклотары. При этом в действующем законодательстве фактически отсутствуют инструменты, позволяющие применить санкции за производство стеклянной тары для нелегальной алкогольной продукции.
В связи с этим проектом предлагает ввести в сферу регулирования Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" вопросы производства и оборота потребительской тары для крепкой алкогольной продукции.
В частности, предлагается установить, что поставка стеклянной потребительской тары для алкогольной продукции крепостью более 28 процентов объема готовой продукции допускается только лицу, имеющему лицензию на производство алкогольной продукции.
Также предлагается ввести обязательную маркировку стеклобутылки, предназначенной для розлива крепкого алкоголя, уникальным знаком-идентификатором каждого стекольного завода-изготовителя такой бутылки, а также универсальной маркировкой о том, что данная бутылка предназначена для алкогольной продукции крепостью более 28 процентов объема готовой продукции (латинская буква "А" в окружности).
Потребительская тара для крепкого алкоголя, поставляемая на предприятия без лицензии, либо выпускаемая без соответствующей маркировки, должна изыматься из оборота вместе с оборудованием, на котором она произведена.
Во избежание перехода нелегальных производителей на розлив алкоголя в полимерную упаковку, законом предлагается установить запрет на производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции (за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт) в полимерной потребительской таре.
Также предлагается запретить повторное использование стеклянной потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции.
Законом устанавливается переходный период до 1 июля 2018 года для того, чтобы производители стеклянной тары и алкогольной продукции имели возможность подготовиться к новым требованиям. При этом запрет на оборот произведённой на территории Российской Федерации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в стеклянной таре без соответствующей маркировки не будет распространяться на алкогольную продукцию, выпущенную в обращение до 1 июля 2018 года. Оборот такой продукции не будет ограничиваться каким-либо сроком.
В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность всего около 40 стеклотарных заводов, выпускающих стеклобутылки по заказу предприятий, производящих алкогольную продукцию. Ограниченное количество подобных предприятий позволяет проконтролировать соблюдение новых требований.
Кроме того, следует учитывать, что выпуск стеклотары - технологически сложный процесс, требующий существенных инвестиций в производственное оборудование. Риск его конфискации при обнаружении выпуска стеклянной тары для розлива нелегального алкоголя, будет иметь существенный профилактический эффект для всех операторов стекольной отрасли.
Предлагаемые меры не приведут к негативным последствиям для законопослушных производителей стеклянной тары, и при этом позволят существенно сократить ресурсную базу нелегальных участников алкогольного рынка. Это, в свою очередь, положительно отразится на увеличении налоговых поступлений от алкогольной отрасли.
Также следует отметить, что именно нелегальная алкогольная продукция является одним из источников массовых отравлений граждан. Жесткий контроль над оборотом стеклянной тары позволит сократить число подобных случаев.
Дополнительно, в целях устранения противоречий в терминологии, предлагается привести определение водки из Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в соответствие с определением водки из межгосударственного стандарта ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия".
Реализация изменений, предусмотренных законопроектом, не повлечёт увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не влечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, при этом дополнительные бюджетные ассигнования из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не потребуются.
Принятие законопроекта не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.