Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается распространить государственное регулирование на производство и оборот стеклянной тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также ввести административную ответственность за нарушение условий ее оборота.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 3 л.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Замечания по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимый членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Н. Рябухиным и В.Б. Шубой
Согласно пункту 6.3 статьи 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) в редакции законопроекта не допускается повторное использование стеклянной потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции.
Вместе с тем отсутствие в законодательстве Российской Федерации, а также в законопроекте механизма контроля за использованной стеклянной тарой не позволяет выявить факт использования данной тары вторично и исключить розлив алкогольной продукции в маркированную тару повторно.
Законопроектом также предлагается дополнить пункт 1 статьи 25 Закона подпунктом 7, предусматривающим изъятие из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции без маркировки, а также оборудования, использованного для производства такой тары.
В то же время отсутствие уникального идентификационного признака при маркировке тары не исключает возможности привлечения к ответственности добросовестных участников рынка в случае, если лицо, использующее такую тару для производства алкогольной продукции, приобрело ее у недобросовестного производителя.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации устанавливает правила нанесения маркировки. Однако в соответствии с Приложением N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. правила нанесения маркировки подлежат установлению в технических регламентах.
Статьей 2 законопроекта предусматривается внесение в часть 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) изменения, направленного на установление административной ответственности за производство и (или) оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции (за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала).
Кроме того, законопроектом в указанной части предлагается усилить административную ответственность, установив безальтернативную конфискацию предметов административного правонарушения для юридических лиц.
Вместе с тем представляется необоснованным ужесточение административной ответственности в части 4 статьи 14.17 КоАП только для юридических лиц, учитывая, что санкция указанной нормы предусматривает административную ответственность также для должностных лиц.
Описание состава правонарушения, приведенное в проектируемой части 4 статьи 14.17 КоАП, также необходимо скорректировать ввиду возможности неоднозначного его толкования.
Законопроектом предлагается дополнить главу 14 КоАП новой статьей 14.17.2, предусматривающей административную ответственность за реализацию стеклянной потребительской тары для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции лица, не имеющего лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции.
При этом пунктом 6.2 статьи 11 Закона в редакции законопроекта устанавливается запрет на поставки такой стеклянной потребительской тары лицу, не имеющему лицензию на производство, хранение и поставку алкогольной продукции. Кроме того, санкция проектируемой статьи 14.17.2 КоАП предусматривает административную ответственность только юридических лиц, что представляется необоснованным, учитывая, что субъектом данного административного правонарушения может быть должностное лицо.
Кроме того, санкция в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток представляется чрезмерной ввиду того, что производство стеклотары является технологически сложным процессом и применение данной санкции может повлечь негативные последствия для всего рынка пищевой продукции.
Полагаем также целесообразным исключить из законопроекта положение о том, что требование о маркировке не распространяется на тару, используемую для производства алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, поскольку в таком случае возникает риск распространения вышеуказанных санкций на добросовестных производителей тары для экспортируемой алкогольной продукции без соответствующей маркировки.
Законопроектом также не определены органы, к подведомственности которых отнесены составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей 14.17.2 КоАП, и рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии со статьей 1.1 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесение изменений в КоАП, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 7 декабря 2017 г. N 9047п-П11 "Заключение на проект федерального закона N 336427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вносимый членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Н. Рябухиным и В.Б. Шубой"
Текст письма официально опубликован не был