Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 337662-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
По общему правилу учреждения здравоохранения, созданные в организационно-правовой форме бюджетного, автономного и казенного учреждения, а также унитарного предприятия, при осуществлении закупок лекарственных средств обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с положениями федерального законодательства закупка лекарственных средств осуществляется путем проведения электронного аукциона.
Длительность проведения процедуры аукциона составляет немало времени и занимает в среднем от одного до двух месяцев. Это обусловлено тщательной подготовкой закупочной документации, рассмотрением заявок, поступивших от участников закупки, реализации самой закупочной процедуры по выявлению победителя аукциона.
Вместе с тем при проведении лечебного процесса часто возникает потребность в экстренном приобретении лекарственных препаратов, необходимых для оказания помощи пациентам.
Федеральное законодательство предусматривает несколько вариантов осуществления закупок лекарственных препаратов, в том числе в упрощенном порядке при наличии медицинских показаний посредством осуществления запроса предложений (пункт 7 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ), а также у единственного поставщика (пункт 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
Однако продолжительность процедуры запроса предложений в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, предъявляемыми к отдельным этапам проведения указанной процедуры, может занимать до двадцати дней. В связи с этим в случае необходимости экстренного приобретения лекарственных препаратов указанный способ осуществления закупки может быть неприменим.
В связи с этим особую актуальность при решении вопроса о срочном приобретении лекарственных препаратов имеет способ осуществления закупки у единственного поставщика.
Так, в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку лекарственных препаратов, которые предназначены пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии у единственного поставщика на сумму, не превышающую 200 000 рублей.
Однако со времени установления в Федеральном законе N 44-ФЗ вышеуказанной предельной суммы закупки лекарственных препаратов прошло уже более трех лет. Цены на лекарства за прошедший период времени значительно выросли, что в настоящее время исключает возможность их закупки упрощенным способом и тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье многих пациентов, нуждающихся в срочном лечении.
Так, например, по данным официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru средняя стоимость одной упаковки препарата "Ибрутиниб", применяемого для лечения злокачественных заболеваний лимфатической системы, в среднем по России составляет 509 176 рублей; стоимость упаковки препарата "Бейодайм", необходимого для терапии рака молочной железы и устранения метастаз, вызванных указанным заболеванием, составляет 342 429 рублей. Указанная стоимость лекарственных препаратов основывается на данных контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов в отдельных регионах России, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок (см. приложение к пояснительной записке). При этом следует учитывать, что победителем электронного аукциона признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта. При заключении контракта на поставку лекарственных препаратов у единственного поставщика в условиях оперативности стоимость таких лекарств может быть значительно выше.
С учетом изложенного настоящим законопроектом предлагается внести изменение в пункт 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в части увеличения предельной суммы закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика с 200 000 рублей до 600 000 рублей.
Представляется, что предлагаемое изменение позволит обеспечить своевременность и оперативность процедуры закупок лекарственных препаратов.
Наряду с этим действующей редакцией Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления закупок лекарственных препаратов только в отношении одного пациента. Так, пунктом 28 части 1 статьи 93 и пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам принятия врачебной комиссии решения об осуществлении закупки лекарственных препаратов заключается контракт на поставку лекарственных препаратов только в отношении одного пациента.
Вместе с тем на практике часто имеют место случаи, при которых в экстренном приобретении лекарственных препаратов нуждаются сразу несколько пациентов.
Ожидание пациентов очередного заседания комиссии для решения вопроса о приобретении лекарственных препаратов и последующее заключение и исполнение контракта на поставку лекарственных средств ставит под угрозу жизнь и здоровье многих пациентов, нуждающихся в срочном лечении.
С учетом изложенного законопроектом также предлагается внести изменения в пункт 28 части 1 статьи 93 и пункт 7 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ в части исключения запрета включать в контракт, заключаемый по результатам запроса предложений и у единственного поставщика, лекарственные средства, необходимые для назначения двум и более пациентам.
Рассматриваемый законопроект направлялся на рассмотрение комиссии по вопросам экономической и промышленной политики Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - комиссия). По результатам рассмотрения проекта законодательной инициативы N 7-217 комиссия подержала концепцию законопроекта. Указанные в заключении, утвержденном решением комиссии от 11 октября 2017 года N 102, предложения и замечания учтены законопроектом.
В отличие от аналогичных проектов федеральных законов, предусматривающих увеличение предельной суммы закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика, находящихся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, наряду с указанным изменением рассматриваемым законопроектом предлагается установить возможность приобретения в рамках одной закупки лекарственных средств, необходимых для лечения двух и более пациентов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не потребуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.