Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339044-7"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - законопроект) направлен на устранение проблем, возникших в ходе осуществления деятельности по получению оплаты за оказанные услуги связи.
Так, в силу части 6 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон 230-ФЗ) в настоящее время операторы связи не могут указывать в направляемых абонентам SMS-сообщениях и автоматических голосовых сообщениях сумму и структуру задолженности за оказанные услуги связи.
Данное ограничение делает SMS-сообщения и автоматические голосовые сообщения неинформативными для абонентов и неэффективными для операторов связи. Абоненты в целях уточнения информации о долге вынуждены обращаться в call-центры и офисы операторов связи, что вызывает существенную нагрузку на операторов, а для абонентов - неудобство. Количество таких повторных обращений составляет около 2 млн. 100 тыс. в месяц*. Это тем более неудобно, когда абонент находится без связи, в том числе в роуминге, поскольку он не может уточнить размер задолженности и оперативно возобновить возможность потребления услуг связи.
SMS-информирование является нормативно закрепленным, а также устоявшимся на практике способом уведомления абонентов о разных событиях, например, об изменении тарифных планов, о вопросах, связанных с переносом абонентского номера от одного оператора к другому (Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1342), о нахождении в роуминге (предписание Федеральной антимонопольной службы России по делу N 110/21-10 от 23 ноября 2010 г). Информирование о наличии задолженности за услуги связи посредством SMS-сообщения активно применялось всеми операторами связи.
Федеральный закон 230-ФЗ вводит излишние ограничения в части дистанционного взаимодействия операторов связи с абонентами, препятствующие абонентам в получении своевременной и актуальной информации о наличии долга, а также сужающие возможность защиты законных интересов операторов связи.
SMS-сообщения и автоматические голосовые сообщения являются наиболее эффективными способами получения платы за оказанные услуги связи. Ежемесячно в сегментах мобильного и фиксированного бизнеса у операторов связи образуется более 3,5 млрд. рублей дебиторской задолженности, из которых на досудебной стадии удается вернуть от 30% до 80% сумм задолженности. С учетом этого, ежегодно путем информирования абонентов посредством SMS-сообщений операторам связи удается вернуть около 23 млрд рублей*.
Из-за отсутствия возможности указывать в SMS-сообщениях и автоматических голосовых сообщениях размер и структуру задолженности за первое полугодие 2017 г. возврат задолженности за оказанные услуги связи путем информирования абонентов посредством SMS-сообщений сократился почти на 1 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2016 года*.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 230-ФЗ, которые предусматривают, что кредитор в целях возврата просроченной задолженности может указывать в телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, размер и структуру задолженности, если эта задолженность образовалась в результате неисполнения должником договора, заключенного с оператором связи.
Предлагаемые законопроектом изменения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
------------------------------
* По данным ПАО "Ростелеком", ПАО "МГТС", ПАО "МТС", ПАО "ВымпелКом"
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.