Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 340439-7 "О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N Пр-2228 и поручения Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N ДМ-П13-7063 по вопросу о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на ОМС неработающего населения.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон в части приведения категорий застрахованных лиц и страхователей в соответствие со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 70, предусматривающим включение в перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
по репетиторству;
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения.
Данные положения распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и не привлекающих наемных работников для оказания указанных в настоящем пункте услуг.
Вместе с тем лица, оказывающие услуги, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, и поставленные на учет налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, будут относиться к категории застрахованных лиц и страхователей, а именно к иным лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
При этом во исполнение указанных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектом федерального закона предлагается определить на переходный период 2017 - 2018 годов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве страхователей в отношении данной категории застрахованных лиц. Расчет годового объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации в 2017 - 2018 годах на ОМС физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, указанных в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, будет осуществляться в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 23 Федерального закона. Исполнение обязанности страхователя по уплате страховых взносов на ОМС за указанных застрахованных лиц устанавливается в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 24 Федерального закона.
При этом в 2018 году источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование данной категории застрахованных лиц являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По истечении переходного периода, то есть начиная с 2019 года, указанная категория застрахованных лиц будет являться плательщиком страховых взносов на ОМС.
Вопросы информационного взаимодействия налоговых органов, территориальных фондов ОМС и страхователей при ведении персонифицированного учета застрахованных лиц полностью урегулированы статьей 49 Федерального закона, в связи с чем дополнительных законодательных решений по их реализации не требуется.
Принятие законопроекта не повлияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета в 2018 году.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в 2018 году в размере 5440,4 тыс. рублей.
В настоящее время уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за неработающее население, в том числе за физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих без уведомления налоговых органов услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В переходный период 2017 - 2018 годов за физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, уведомивших в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжат уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, как за неработающее население, что не приведет к изменению объема бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели.
При этом в 2018 году источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование данной категории застрахованных лиц являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 2019 года уплата страховых взносов указанной категорией лиц будет осуществляться самостоятельно, что приведет к снижению расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за неработающее население.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" |
пункт 3 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня принятия Федерального закона |
установление источника финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование физических лиц, оказывающих услуги, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и не привлекающих наемных работников для оказания услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд |
Минфин России, Минздрав России |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "пункт 3 статьи 1 законопроекта" следует читать "пункт 3 законопроекта"
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование физических лиц, оказывающих услуги, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и не привлекающих наемных работников для оказания услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд" |
пункт 3 статьи 1 законопроекта |
2 месяца со дня принятия Федерального закона |
установление порядка предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации |
Минфин России, Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.