Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 340620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в целях определения правового механизма целевого удовлетворения требований работников, бывших работников должника о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда, образовавшихся до возбуждения производства по делу о банкротстве.
В настоящее время Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) требования работников, бывших работников должника о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда, образовавшиеся до возбуждения производства по делу о банкротстве, отнесены к требованиям, которые удовлетворяются во вторую очередь (далее - требования кредиторов второй очереди) - после расчетов по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, но до удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Данный привилегированный порядок удовлетворения требований работников, бывших работников должника соответствует принципам, закрепленным в Конвенции Международной организации труда N 95 относительно защиты заработной платы 1949 года, а также Конвенции Международной организации труда N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности работодателя 1992 года.
Вместе с тем в целях обеспечения дополнительных гарантий удовлетворения требований работников, бывших работников и недопущения возникновения социальной напряженности в их среде законопроектом предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашать требования кредиторов второй очереди.
В случае удовлетворения субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием требований кредиторов второй очереди размер и очередность их требований предлагается учитывать в реестре требований кредиторов в размере и очередности, аналогичных удовлетворенным ими требованиям.
Подобные правовые механизмы уже используются в Федеральном законе для удовлетворения требований об уплате обязательных платежей либо всех требований к должнику в ходе отдельных процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также применяются в деле о банкротстве организации-застройщика в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений.
Законопроектом предусматривается направление по каждому виду требований отдельного заявления о намерении их удовлетворения, что обусловлено целью обеспечения возможности удовлетворения любого из видов требований вне зависимости от имеющихся затруднений, в том числе споров, связанных с удовлетворением другого вида требований.
Положениями законопроекта предусматривается возможность уступки права требований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам путем заключения договора уступки права требования в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Кроме того, законопроектом предусмотрены изменения, направленные на устранение неопределенности в толковании положений Федерального закона, регулирующих вопросы компетенции собрания работников, бывших работников должника, порядка избрания и полномочий (обязанностей) представителя работников должника.
Предлагается уточнить цель и повестку собрания работников, бывших работников должника, а также исключить необходимость его проведения перед каждым собранием кредиторов должника, предусмотрев обязательность такого собрания по требованию работников, бывших работников или арбитражного управляющего о переизбрании представителя работников.
К числу участников собрания работников, бывших работников должника предлагается отнести работников, бывших работников, перед которыми у должника имеются неисполненные обязательства по оплате труда, выплате выходных пособий.
Также законопроектом предлагается уточнить круг обязанностей представителя работников, бывших работников должника и предусмотреть возможность изменения размера оплаты его услуг в связи с бездействием или недобросовестным поведением.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Краткое описание проекта нормативного правового акта |
Исполнители, соисполнители |
Срок принятия нормативного правового акта |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в порядок осуществления расчетов в целях погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 851 |
Необходимость внесения изменения обусловлена установлением законопроектом нового положения (пункт 22 статьи 60.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции законопроекта)), предусматривающего, что после введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве в отношении включенных в реестр требований кредиторов требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также требований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам, которые в соответствии с законопроектом представляются в деле о банкротстве уполномоченными органами, не допускается исполнение обязательства или его части перед отдельным кредитором в индивидуальном порядке, предусмотренном статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации |
Установление в Правилах осуществления расчетов в целях погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве особенностей исполнения обязательств, предусмотренных законопроектом. |
Минэкономразвития России |
июль 2018 г. |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка уступки права требования Российской Федерации по денежным обязательствам |
Утверждение порядка обусловлено необходимостью реализации прав уполномоченных органов на уступку права требования Российской Федерации по денежным обязательствам путем заключения договора уступки права требования (абзац второй пункта 22 статьи 60.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции законопроекта)) |
Утверждение порядка уступки права требования Российской Федерации по денежным обязательствам |
Минэкономразвития России Минфин России ФНС России |
июль 2018 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.