Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 180670-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях:
- распространения мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства на научные и образовательные организации, осуществляющие в процессе основной научной и (или) образовательной деятельности также производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку,
- установления особенностей реализации образовательных программ в области сельского хозяйства.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, отмечено, что устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления дефицита квалифицированных кадров.
Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, требует модернизации аграрного образования, обеспечивающей прирост человеческого потенциала агропромышленного комплекса и устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации в целях укрепления продовольственной безопасности и роста глобальной конкурентоспособности России на мировых агропродовольственных рынках.
Переход на образовательные стандарты нового поколения, усиливающие прикладную составляющую в обучении студентов, требует существенной перестройки базы для практических занятий, ведения учебного процесса в условиях реального аграрного производства, практического обучения работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам аграрного профиля, для осуществления научно-исследовательской деятельности, проведения экспериментальной научно-исследовательской работы, апробации научных разработок.
Научные и образовательные организации, осуществляющие подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в области сельского хозяйства и имеющие в своей структуре опытно-производственные, учебные, учебно-опытные, учебно-производственные и иные подобные подразделения, имеют несравнимое преимущество в более качественной практической подготовке студентов и аспирантов, однако несут существенные финансовые, организационные и трудовые затраты, которые не учитываются при определении объемов финансирования.
При этом аграрные научные и образовательные учреждения находятся в гораздо худших условиях по сравнению с сельскохозяйственными организациями, т.к. не имеют доступа к мерам государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" в целях включения научных и образовательных организаций в систему мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
В настоящее время подготовку кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации осуществляют 54 подведомственных Минсельхозу России вуза в 50 субъектах Российской Федерации. На балансе образовательных учреждений, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, числится в постоянном (бессрочном) пользовании более 180 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе пашни более 109 тыс. га.
Аграрные вузы, имеющие в своей структуре опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения производят следующую сельскохозяйственную продукцию:
продукция растениеводства в объеме более 300 тысяч тонн;
продукция животноводства:
- более 10 тысяч голов (КРС, свиней, овец, лошадей);
- около 16 тысяч тонн мяса;
- более 18 тысяч литров молока;
- 2,8 тонн шерсти;
- более 4 млн. яиц;
- около 1 тонны меда.
По информации ФАНО России, в структуре отделения сельскохозяйственных наук РАН находится 245 организаций, в том числе 100 научных организаций, имеющих в своем составе филиалы, осуществляющие использование сельскохозяйственных угодий. В составе ФАНО России также находится 90 действующих ФГУП, которые являются экспериментальной площадкой апробации и внедрения новых технологий.
За подведомственными ФАНО России учреждениями, осуществляющими научно-исследовательскую деятельность в сфере сельского хозяйства, закреплено около 1,5 млн. га земель (из них земель сельскохозяйственного назначения - 1,2 млн. га, в том числе пашни - около 1 млн. га).
Ежегодно в системе научных учреждений и предприятий, подведомственных ФАНО России производится не менее 400 тысяч тонн семян высших репродукций зерновых, зернобобовых и крупяных культур собственной селекции. Этим генетическим материалом полностью обеспечиваются хозяйства Российской Федерации, покрывая на 70% их потребность в семенном материале. Новые современные сорта: высокоадаптированные, урожайные, с высоким качеством зерна, проходят испытание и внедрение. Все зерно является семенным материалом, обеспечивающим производство товарного зерна в Российской Федерации.
Следует отметить, что научные и образовательные организации аграрного профиля имеют высокопродуктивные угодья, племенное поголовье сельскохозяйственных животных, обширную материально-техническую базу, профессиональные кадры, используют прогрессивные технологии, внедряют инновационные технологии сельскохозяйственного производства. При этом урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в 1,5 - 2 раза выше среднероссийских показателей, полученная сельскохозяйственная продукция является высококачественной и конкурентоспособной.
Таким образом, предлагаемые изменения создадут для указанных организаций равные с сельхозтоваропроизводителями условия в части получения государственной поддержки развития сельскохозяйственной деятельности, что будет способствовать не только решению проблем содержания имущественного комплекса указанных научных и образовательных организаций, но и повлечет мультипликативный положительный эффект в части повышения качества их научной, производственной и образовательной деятельности, решения кадровых проблем агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Далее, необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающих особенности реализации образовательных программ в области сельского хозяйства, обоснована тем, что система аграрного образования является самой крупной из отраслевых систем.
В подведомственных Минсельхозу России вузах работает 41 тыс. человек и обучается 355,4 тысяч студентов, в том числе по программам высшего образования - 318,4 тыс. студентов (из них 147,4 тыс. очно), по программам среднего профессионального образования - 31,6 тыс. студентов (из них 23,8 тыс. очно), а также 5,4 тыс. аспирантов и докторантов.
Более 80% от общего числа студентов обучается по специальностям сельскохозяйственного профиля, остальные - по специальностям, необходимым для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Наибольший удельный вес в структуре приема на обучение за счёт федерального бюджета занимают инженерные специальности - 30%, зооветеринарные - 25%, агрономические - 15%.
Система дополнительного профессионального образования Минсельхоза России включает 22 учреждения ДПО (3 академии, 16 институтов, 1 школа и 2 центра). Профессиональная переподготовка осуществляется по 34 образовательным программам (в соответствии с лицензиями).
В 2016 году в вузах и учреждениях ДПО прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации почти 45 тысяч человек из числа руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.
Действующей редакцией Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определены особенности реализации отдельных видов образовательных программ, в том числе:
- особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;
- особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования;
- особенности реализации образовательных программ в области искусств;
- особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта;
- особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой;
- особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
При этом особенности реализации образовательных программ в области сельского хозяйства в указанном Федеральном законе не учитываются.
Вместе с тем, сельское хозяйство имеет ярко выраженную специфику, так как, прежде всего, является биосистемой, связанной с работой с живыми организмами, воздействием природных факторов.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" новой статьей 85.2, предусматривающей особенности реализации образовательных программ в области сельского хозяйства, включая специфику организации практической подготовки обучающихся, а также возможность получения организациями, реализующими указанные образовательные программы и в процессе научной и (или) образовательной деятельности осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, государственной поддержки в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации
С учетом изложенного, принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит научным и образовательным организациям аграрного профиля осуществить качественный прорыв в подготовке высококвалифицированных кадров в области сельского хозяйства, развитии технологий обучения, совершенствовании системы навыков и компетенций, приобретаемых обучающимися, и будет способствовать усилению ориентации на рынки труда и развитие предпринимательства.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета. Финансирование будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
Положения Законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящем тексте законопроекта, измененном в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы, учтены в том числе замечания, изложенные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации (письмо N 6130п-П11 от 31 августа 2017 г.).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
- проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450" (в части уточнения полномочий Минсельхоза России по утверждению перечня дополнительных профессиональных программ в области сельского хозяйства, а также критериев, которым должны соответствовать организации, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработке, оказание соответствующих услуг, в том числе в сфере ветеринарии и землеустройства, и в которых может осуществляться практическая подготовка лиц, получающих среднее профессиональное либо высшее образование, а также дополнительное профессиональное образование в области сельского хозяйства);
- проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717";
- проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении Перечня дополнительных профессиональных программ в области сельского хозяйства";
- проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать организации, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработке, оказание соответствующих услуг, в том числе в сфере ветеринарии и землеустройства, и в которых может осуществляться практическая подготовка лиц, получающих среднее профессиональное либо высшее образование, а также дополнительное профессиональное образование в области сельского хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.