Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 352780-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленных на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
Статья 56 Федерального закона излагается законопроектом в новой редакции, посвященной исключительно целевому обучению. Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон дополняется новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроектом сохраняются в основном действующие нормы в части целевого обучения, которое осуществляется на основе договора о целевом обучении между гражданином и заказчиком целевого обучения: федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом. Законопроектом указанный перечень дополняется индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем из существенных условий договора о целевом обучении исключается обязательство заказчика целевого обучения по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
Исключение обязательства по организации практики связано с тем, что организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее - образовательная организация), в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, не является стороной указанного договора, а вопросы организации проведения практики регулируются статьей 13 Федерального закона и относятся к полномочиям образовательной организации. Установление порядка и оснований освобождения сторон от исполнения обязательств по договору законопроектом предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В число существенных условий договора о целевом обучении законопроектом включается обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Это призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.
В свою очередь определено, что образовательная организация, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, по запросу заказчика целевого обучения представляет ему сведения о результатах освоения гражданином образовательной программы. Вопросы информирования образовательной организации о заключенных договорах целевого обучения предлагается рассматривать в рамках порядка заключения и расторжения договора о целевом обучении, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.
Также законопроект вводит новую норму об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3 лет, и срока трудоустройства в эту организацию.
Законопроектом при определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении предлагается ограничиться возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как в Федеральном законе. Эта мера призвана повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.
При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не двукратно размеру мер социальной поддержки, как в Федеральном законе, а в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации является более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.
В перечень вопросов, регулируемых Правительством Российской Федерации, дополнительно включается установление условий определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядка выплаты компенсации заказчиком целевого обучения и возмещения расходов гражданином.
Вопросы трудоустройства гражданина в случае прекращения способами, установленными законодательством, деятельности организации, в которую он должен быть трудоустроен после окончания обучения, будут урегулированы в подзаконных актах.
Новой статьей 71.1 устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к категориям, установленным Федеральным законом. Перечень указанных категорий дополняется законопроектом по сравнению с перечнем, установленным Федеральным законом, такими категориями, как: организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Прием на целевое обучение осуществляется по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в пределах квоты, которая устанавливается с учетом потребностей экономики Российской Федерации в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в зависимости от источников финансирования контрольных цифр приема). По уровням бюджета утверждается и порядок установления такой квоты.
Правительство Российской Федерации также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
Учитывая установленное частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации право гражданина на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, предлагаемые изменения направлены на закрепление возможности приема в рамках установленной квоты только по тем специальностям и направлениям подготовки, которые реально востребованы экономикой субъектов Российской Федерации и где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.
К ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, при использовании механизма приема на целевое обучение законопроектом дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета, за счет средств которых обучается гражданин, в случае соответствующего неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.
Таким образом, предлагаемые законопроектом меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.
Полномочие по установлению порядка выплаты указанного штрафа, включая порядок определения его размера и направления его на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.
Корреспондирующие изменения вносятся в часть третью статьи 53, часть третью статьи 70 и часть пятую статьи 100 Федерального закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий и не потребует выделения дополнительных средств из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения" не потребуют выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
2. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения" (далее - законопроект) потребует подготовки следующих нормативных правовых актов.
2.1. Проект Указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Положение о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1456.
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта указа Президента Российской Федерации - в целях приведения порядка заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в соответствие с законопроектом.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минфин России, Минэкономразвития России.
2.2. Проект Указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 607 "О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта указа Президента Российской Федерации - в целях уточнения с учетом изменений, вносимых законопроектом, отсылочной нормы в подпункте "в" пункта 3 Указа о выплате штрафа, предусмотренного частью 7 статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в случае невыполнения обязательства по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации после получения образования.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
2.3. Проект Указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 967 "О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта указа Президента Российской Федерации - в целях уточнения с учетом изменений, вносимых законопроектом, отсылочной нормы в подпункте "б" пункта 2 Указа о выплате штрафа, предусмотренного частью 7 статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в случае невыполнения обязательств по трудоустройству.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
2.4. Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка заключения и расторжения договора о целевом обучении и его типовой формы.
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта постановления Правительства Российской Федерации - в целях реализации нормы законопроекта в части установления Порядка заключения и расторжения договора о целевом обучении, включая условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок возмещения расходов и выплаты штрафов, а также типовую форму договора о целевом обучении.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Минтруд России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минздрав России, Минтранс России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос".
2.5. Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Типовой договор о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы и о порядке предоставления и размере дополнительной выплаты гражданам, заключившим соответствующие договоры, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 469.
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта постановления Правительства Российской Федерации - в целях приведения Типового договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в соответствие с законопроектом в части существенных условий договора о целевом обучении, ответственности сторон указанного договора, заключения трехстороннего договора о целевом обучении.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минтруд России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минфин России, Минэкономразвития России.
2.6. Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка выплаты штрафа за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, связанных с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности.
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования - в целях реализации нормы Федерального закона в части установления Порядка выплаты заказчиком целевого обучения и гражданином организациям, осуществляющим образовательную деятельность, штрафа за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, связанных с трудоустройством гражданина и осуществлением им трудовой деятельности, включая порядок определения его размера и направления его на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Минтруд России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минздрав России, Минтранс России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос".
2.7. Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня специальностей, направлений подготовки высшего образования, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты.
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта постановления Правительства Российской Федерации - в целях реализации нормы законопроекта, предусматривающей, что прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
Соисполнители - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
2.8. Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. N 1147 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта приказа Минобрнауки России - в целях реализации положений законопроекта о том, что прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
2.9. Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 12 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования проекта приказа Минобрнауки России - в целях реализации положений законопроекта о том, что прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Срок подготовки - 180 дней со дня подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку, - Минобрнауки России.
3. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения" потребует признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.