Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 345593-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" направлен на защиту права на жизнь и здоровье новорожденного ребенка.
Право на жизнь, провозглашенное Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (статья 3), относится к абсолютным неотчуждаемым правам, т.е. естественным и неотъемлемым правам любого человека вне зависимости от его возраста, социального положения и иных обстоятельств. Права ребенка рассматриваются, безусловно, в контексте прав человека. На международном уровне провозглашен принцип, согласно которому ребенок является особым, своего рода исключительным объектом защиты со стороны общества и государства. Положения части 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозглашают, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь, что подчеркивается и в других международно-правовых документах (Международный пакт о гражданских и политических правах (часть 1 статьи 24), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 10).
Согласно Декларации прав ребенка 1959 г. ребенок "ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Второй принцип Декларации провозглашает, что ребенку должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно. Впервые данный принцип был сформулирован в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и стал основополагающим для принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, закрепившей специальный статус ребенка как объекта особой защиты со стороны государств-участников, которые в обязательном порядке признают право на жизнь как неотъемлемое право каждого ребенка (часть 1 статьи 6) и берут на себя обязательства по обеспечению "в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка" (часть 2 статьи 6).
В вышеуказанных документах установлено, что каждый ребенок имеет право на такие меры защиты со стороны его семьи, общества и государства, которые требует его положение как малолетнего.
Российская Федерация, как участник Конвенции о правах ребенка 1989 г. приняла на себя обязательства привести национальное законодательство в соответствие с международными принципами и приоритетами в области обеспечения защиты прав и интересов ребенка. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. В Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 20) право на жизнь провозглашается первым в числе личных прав и свобод.
Право на жизнь - основа реализации всех иных прав и с этой точки зрения является высшей ценностью человека. Следовательно, главной задачей социальной политики государства является охрана права на жизнь своих граждан. Статус социального государства, закрепленный в Конституции Российской Федерации, обязывает формировать систему мер социально-политического, экономического и правового характера, которые направлены на решение задач защиты прав и свобод граждан, их благополучия, достойного уровня и качества жизни.
Руководствуясь международными принципами и обязательствами, Российская Федерация преследует цель возвести государственную гарантию поддержки семьи, детства, института ответственного родительства в ранг основных национальных приоритетов и конституционных ценностей. Президент В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию в 2016 г. отметил, что "смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России". Поэтому признание, соблюдение и защита прав ребенка является приоритетным направлением государственной социальной политики Российской Федерации.
Государственная гарантия обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также защита материнства и детства (часть 1 статьи 38) гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Создание надлежащих условий для роста рождаемости, охраны материнства и детства, укрепления института семьи, повышение ценностей ответственного отцовства и материнства" являются приоритетными социальными задачами России.
Проблема отказных детей, по разным причинам объективного и субъективного порядка оставшихся без попечения родителей, к сожалению, не является новой для российской действительности. Анонимный отказ от ребенка, как и любое уклонение от воспитания и содержания своих детей, неприемлемы с моральной точки зрения. Усилия государства и общества должны быть направлены на сохранение семьи всеми возможными способами, на оказание поддержки родителям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем, следует учесть, что отказываются именно от нежеланного ребенка, в связи с чем возникает вопрос, насколько последнему в условиях безнадзорности безопасно проживать в такой семье, где его не любят, не воспитывают, либо проявляют в отношении него насилие. У здоровых младенцев есть большие шансы быть усыновленными и в дальнейшем воспитываться в благополучной семье.
Несмотря на то, что механизм добровольного отказа от родительских прав законодательно урегулирован (в том числе сразу после рождения ребенка путем подписания матерью добровольного отказа) некоторые матери, не желающие по каким-либо причинам проходить через процедуру официального отказа, оставляют своих новорожденных детей в опасных для их жизни и здоровья местах, а нередко и убивают их. Ежемесячно в российскую прессу попадают сообщения об инфантициде, но это лишь те преступления, которые оказались раскрытыми. По данным Следственного комитета РФ количество совершенных преступлений (по статье 106 УК РФ), по которым уголовные дела были направлены в суд составило: за 2014 г. - 51, 2015 г. - 55, 2016 г. - 50 (письмо от 21.06.2017).
С целью сокращения младенческой смертности на территории Российской Федерации в отдельных субъектах установлены и эксплуатируются специально оборудованные места - "бэби-боксы", предназначенные для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения. Так, начиная с 2011 г. "бэби-боксы" действуют в 16 субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что на момент внедрения проекта "бэби-боксы" в российские регионы, имелась уже достаточно обширная положительная международная практика использования "бэби-боксов" (в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США, Швейцарии, Чехии, Японии и Польше).
С учетом имеющейся практики отдельных субъектов Федерации по сохранению жизней новорожденных детей, возникает объективная потребность правового регулирования в данной сфере.
С целью обеспечения единства правового пространства на всей территории Российской Федерации по формированию единой государственной политики в сфере реализации права на жизнь и охрану здоровья новорожденного ребенка, законопроектом предлагается закрепить на уровне федерального законодательства право субъектов Российской Федерации определять необходимость создания специализированных мест для анонимного оставления новорожденного ребенка, а также источники и объем финансирования.
В целях обеспечения новорожденному ребенку своевременной медицинской помощи, законопроектом предлагается создание специализированных мест для анонимного оставления ребенка именно в медицинских организациях, имеющих в своей структуре отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных. В этой связи, предлагается органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья утвердить требования к порядку организации и эксплуатации мест для анонимного оставления ребенка, оборудованные в медицинских организациях.
Законопроектом также предлагается на законодательном уровне закрепить верхнюю границу возраста новорожденного ребенка (с момента рождения до достижения им возраста четырех недель), т.к. нижняя граница установлена Федеральным законом N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Предлагается также внести необходимые изменения в статью 19 Федерального закона N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", которая определяет порядок государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка.
Таким образом, принятие законопроекта "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" станет важным дополнительным инструментом защиты прав новорожденных на жизнь и здоровье.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не содержит новых расходных обязательств. Дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с его реализацией, не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в статью 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.