Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 346072-7 "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
В сфере обеспечения услуг по государственным и муниципальным контрактам складывается тревожная ситуация. Реализация Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части оплаты медицинскими организациями, переведенных на одноканальное финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования может привести к коллапсу.
Условия оплаты контрактов в соответствии с статьями 30 и 34 Закона о контрактной системе не учитывают условия возмещения затрат учреждениям здравоохранения за оказание застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинской организации осуществляется страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, на основании заключенного ими договора, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Сроки оплаты медицинской организации поставлены в зависимость от сроков перечисления денежных средств территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации в соответствии с порядком, установленным правилами обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
С учетом указанных правил и содержания договоров между медицинской организации и страховой медицинской организацией, возмещение расходов медицинской организации происходит двумя этапами: авансированием части расходов и окончательного расчета. Авансирование происходит либо в конце текущего месяца, либо в месяце, следующем за расчетным. Авансирование не превышает 50% от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца. Таким образом, в любом случае медицинская организация обязана сначала спланировать и произвести закупку, не имея денежных средств на оплату предмета закупки, оказать медицинскую помощь, использовав предмет закупки, и только на конечном этапе может рассчитывать на возмещение понесенных расходов. При этом часто страховые случаи затрагивают два и более расчетных периода, но медицинская организация получает возмещение лишь по окончании оказания медицинской помощи. Временной промежуток возмещения расходов медицинской помощи, оказанной в начале и в конце месяца отличается по причине того, что дата подачи отчетной документации Также период оказания помощи и период поставки могут значительно разниться по времени, в том время как обязательства по оплате товара возникают с момента приемки поставки заказа.
Таким образом, установленные сроки расчета с Поставщиком (исполнителем, подрядчиком) - субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией - 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке и 30 дней - с прочими субъектами, являются элементом защиты прав поставщика (исполнителя, подрядчика), но не учитывают возможности заказчика, с учетом интересов которого и должны применяться механизмы исполнения Закона о контрактной системе, т.е. нарушается баланс интересов сторон закупки. Если сторона закупки может участвовать или не участвовать в процедуре, самостоятельно оценивая собственные риски, то у заказчика такая свобода отсутствует.
Учреждения здравоохранения, в частности, в своей деятельности руководствуется очередностью списания денежных средств со счета, регламентированной статьей 855 ГК РФ, в которой расчеты с контрагентами осуществляются в пятую очередь в порядке календарной очередности.
При этом длительные сроки оплаты лишь в исключительных случаях приводят к негативным последствиям у контрагента.
Нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) является административным правонарушением за которое установлена ответственность, предусмотренная статьей 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ и влечет наложение штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей на должностное лицо.
Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей является формальным, квалификация действий должностного лица не зависит от наличия или отсутствия последствий совершенного правонарушения.
Ограниченные сроки оплаты по контрактам и наличие административной ответственности в гражданских правоотношениях ведут к пересмотру приоритетов закупки, уменьшения закупок с целью снижения рисков и долговой нагрузки, что не может не сказаться на качестве оказания медицинской помощи.
Согласно данным Министерства экономического развития России, в контрактной системе Российской Федерации в настоящее время функционируют более 100 тысяч медицинских организации включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Увеличение сроков оплаты по контрактам учреждений здравоохранения, переведенных на одноканальное финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, позволит им сосредоточится на процессе лечения и достижения реальных результатов.
При этом увеличение предельных сроков оплаты не означает автоматическое увеличение сроков оплаты медицинскими организациями. При наличии возможности, учреждения здравоохранения производят расчеты с контрагентами в максимально короткие сроки.
Таким образом, проект настоящего федерального закона направлен на установление справедливой системы государственных закупок для учреждений здравоохранения, которая позволит осуществлять им свою деятельность не нарушая действующее законодательство, поскольку принятые 1 мая 2017 года в рамках Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменения не учитывали всех особенностей правоприменения, которое сложилось таким образом, что реализация учреждениями здравоохранения своих прямых обязанностей автоматически приводит к привлечению уполномоченных должностных лиц данных организаций к административной ответственности, что представляется недопустимым.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.