Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона уточняются положения ряда законодательных актов Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с осуществлением градостроительной деятельности и установлением зон с особыми условиями использования территории.
Проект требует существенной доработки с учетом подготавливаемых ко второму чтению проектов федеральных законов N 821534-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты", N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации", а также внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)".
Положения проектируемой части 14 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует согласовать с положениями части 5 статьи 10 указанного кодекса, в соответствии с которой в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. Соответственно, в случае изменения местоположения планируемых к размещению объектов капитального строительства, наименований соответствующих муниципальных образований должны вноситься соответствующие изменения в схемы территориального планирования Российской Федерации.
В соответствии с проектируемой частью 4 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) (пункт 13 статьи 5 проекта) решение об установлении (изменении, прекращении существования) зоны с особыми условиями использования (далее - решение) принимается в том числе и органом местного самоуправления муниципального образования, если объект, территория, в связи с размещением которого или созданием которой устанавливается зона с особыми условиями использования территории, относится к объектам местного значения такого муниципального образования. Из данного положения следует, что решение может быть принято органом местного самоуправления поселения, городского округа либо муниципального района, если указанная зона устанавливается на межселенной территории.
Однако проектируемой частью 12 указанной статьи Земельного кодекса предусматривается, что орган местного самоуправления муниципального района направляет копию решения в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территории которого установлена указанная зона.
Таким образом, указанные положения проекта не согласуются между собой, поскольку органы местного самоуправления поселения, городского округа самостоятельно принимают соответствующие решения (также не ясно, почему решение указанным органам должно направляться органом местного самоуправления муниципального района).
Частью 2 проектируемой статьи 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 6 статьи 11 проекта) предусматривается, что для внесения сведений о местоположении границы минимальных расстояний до объекта трубопроводного транспорта уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, утвердивший описание местоположения границ указанных расстояний и перечень координат характерных точек этих границ, направляет данные описание и перечень координат в орган регистрации прав. При этом в части 3 этой статьи речь идет о поступлении решения об установлении указанной зоны от уполномоченного органа государственной власти. Данное положение нуждается в корректировке, поскольку понятие "органы государственной власти" включает в себя и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 15 проекта в отношении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предлагаемый порядок сноса зданий, строений, сооружений отличается от порядка, определенного в Жилищном кодексе Российской Федерации (см. статьи 84, 86 указанного кодекса). При этом из проектируемых положений необоснованно исключено упоминание о собственниках помещений в многоквартирных домах (формулировка "собственники зданий, строений, сооружений, помещений в них" не включает в себя собственников помещений в многоквартирных домах (см. определение многоквартирного дома в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47).
В проекте нарушен хронологический порядок расположения статей, нарушены правила внутренней структуры отдельных статей, имеются ошибки в указании структурных единиц, вступающих в силу в особом порядке и иные ошибки.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.