Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект предусматривает ряд существенных изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по различным направлениям (в том числе, в части подготовки карт градостроительного зонирования, требований к составу проектной документации, порядка проведения экспертизы проектной документации, ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и др.).
При этом основные изменения, предлагаемые законопроектом, касаются установления зон с особыми условиями использования территории.
К таким зонам предлагается отнести зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия, охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводного транспорта, линий и сооружений связи, объектов обороны страны и безопасности государства, железных дорог, особо охраняемых природных территорий, придорожные полосы автомобильных дорог, приаэродромные территории, водоохранные, санитарно-защитные, рыбоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, зоны минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта и др.
В этих целях законопроектом предлагается установить единые подходы к зонам с особыми условиями использования территории, в том числе, в части порядка установления (изменения, прекращения существования) зон с особыми условиями использования территории, а также порядка возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории.
Необходимо отметить крайнюю актуальность вводимых положений в связи с большим количеством вопросов, связанных с размещением в указанных зонах объектов капитального строительства, в том числе, жилых домов, расположенных в зонах минимально допустимых расстояний от магистральных трубопроводов, на приаэродромных территориях и т.д.
Судебная практика складывается таким образом, что такие дома признаются в судебном порядке самовольными постройками и подлежат сносу, даже несмотря на выданные в установленном порядке разрешительные документы.
При этом иски граждан о возмещении убытков в связи с таким сносом, предъявляемые как к субъектам естественных монополий, владеющим трубопроводами, так и к органам, выдавшим разрешения, не удовлетворяются ввиду отсутствия прямых норм закона, позволивших бы обязать возместить гражданам нанесенные убытки.
В этой связи важнейшей новацией законопроекта является введение ответственности лиц, в пользу которых устанавливались такие зоны, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления за выданные ими разрешительные документы.
При этом одним из наиболее социально значимых вопросов является вопрос регулирования отношений, связанных со сносом домов и возмещением убытков гражданам в отношении уже существующих трубопроводов и охранных зон.
Законопроект предусматривает достаточно сложную структуру регулируемых отношений, позволяющую сохранить объекты недвижимости в случае отсутствия опасности для жизни граждан, угрозы безопасности полетов или безопасной эксплуатации опасных объектов, либо, если такая опасность или угроза существует, предоставляет гражданам право требовать на выбор выкупа своего земельного участка и объекта недвижимости или возмещения убытков в связи с установлением такой зоны.
В целом положительно оценивая данные нововведения, вместе с тем Комитет отмечает следующее.
Недостатком законопроекта, по мнению Комитета, является исключение из числа лиц, имеющих право на требование о выкупе или возмещение убытков, тех граждан, в отношении которых уже вынесено судебное решение о сносе их объектов недвижимости.
Вместе с тем, разделение граждан на тех, чьи дома уже признаны самовольными постройками в связи с нахождением в зоне с особыми условиями использования территории, и граждан, в отношении которых такие решения еще не вынесены, противоречит конституционному принципу равенства прав граждан.
Предлагаемая законопроектом фиксация ответственности органов власти за принятые ранее решения является логичным развитием уже действующих положений гражданского законодательства о возмещении убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 16 ГК РФ).
В этой связи распространение такой ответственности на граждан, в отношении которых уже вынесены решения о сносе, будет являться справедливым и законным способом соблюдения их прав.
Помимо этого Комитет категорически против предлагаемой законопроектом фактической "амнистии" тех объектов недвижимости, которые находятся, например, в водоохранной зоне.
Представляется, что такие объекты изначально построены с нарушением требований законодательства и их собственники не могли не знать о запрете подобного строительства.
Также, по мнению Комитета, необходимо учесть следующее.
Законопроект предоставляет гражданам право по своему выбору требовать выкупа земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости или возмещения убытков. При этом порядок и основания требования выкупе и требования о возмещении убытков существенно различаются. В рассматриваемой редакции законопроекта выкуп возможен исключительно в ограниченных случаях.
В этой связи, по мнению Комитета, необходимо установить положения, полностью защищающие права граждан (как на основании предъявления требований о возмещении убытков, так и на основания предъявления требований о выкупе).
Среди иных положений законопроекта необходимо отметить предлагаемую законопроектом оптимизацию состава и содержания разделов проектной документации, возможность предоставления проектной документации для проведения экспертизы в электронной форме.
Законопроектом устраняется имеющаяся в настоящее время правовая неопределенность в вопросе о виде экспертизы проектной документации в отношении объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, но реконструкцию которого планируется осуществлять на территории одного субъекта Российской Федерации.
Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования, ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и применения экономически эффективной проектной документации повторного использования).
Законопроектом уточняется определение термина "объект капитального строительства", имея целью приведение его в соответствии с определением термина "недвижимость".
Законопроектом предлагается уточнить положения об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, установив, что такие системы являются государственными, а также установив новый порядок ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности предлагается по основному перечню вопросов передать субъектам Российской Федерации, а иные (не поименованные в проектируемой части 1.2 статьи 57 ГрК РФ) - сохранить за органами местного самоуправления.
Законопроектом вводятся государственные информационные системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления градостроительной деятельности.
Необходимо отметить, что положения законопроекта тесно взаимосвязаны с положениями проекта федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)", внесенным Правительством Российской Федерации.
Оба указанных законопроекта зачастую вносят изменения в одни и те же статьи ГрК РФ и иных федеральных законов, при этом каждый из законопроектов содержит различный порядок вступления в силу, в связи с чем представляется необходимым осуществить рассмотрение и последующую подготовку данных законопроектов совместно.
Законопроектом предусмотрены изменения в части подготовки правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, в том числе, применительно к лесным участкам и особо охраняемым природным территориям.
Дополнительным документом, необходимым для получения разрешения на строительство, предлагается определить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Также уточняется порядок внесения изменений в разрешение на строительство.
Требует дополнительного обоснования и возможной конкретизации предлагаемое законопроектом положение о праве Правительства Российской Федерации в установленных им случаях в отношении отдельных объектов капитального строительства проводить строительный контроль.
Следует также отметить, что в целом законопроект содержит достаточно много различных изменений, в том числе в положения ГрК РФ, которые были лишь недавно введены с учетом позиции Правительства Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству с учетом замечаний поддерживает проект федерального закона N 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.