Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона наделяет органы местного самоуправления поселений и городских округов полномочиями по принятию решений о сносе (обеспечении сноса) самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями (пункт 3 статьи 1 проекта закона). При этом указанные полномочия отсутствуют у органов местного самоуправления муниципальных районов, в связи с чем неясно, кто будет принимать такие решения в отношении самовольных построек, расположенных на межселенных территориях (см. также часть 2 проектируемой статьи 55.32, часть 6.3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Положения подпункта "а" пункта 8 статьи 1 законопроекта в части освобождения от обязанности по подготовке проектной документации при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) и садового дома в случае, если общая площадь таких объектов составляет не более чем пятьсот квадратных метров, необходимо согласовать с проектируемым пунктом 1 части 17 статьи 51 Кодекса, в соответствии с которым разрешения на строительство не требуется в отношении строительства "на садовом земельном участке жилого дома, садового дома".
Кроме того, в проекте закона термин "жилой дом на садовом земельном участке" используется также в части 1 проектируемой законопроектом статьи 51.1 Кодекса и проектируемой части 12.2 статьи 55 Кодекса. При необходимости распространения положений законопроекта не только на садовые дома, но и на жилые дома, расположенные на садовых земельных участках, необходимо сделать соответствующие уточнения по всему тексту законопроекта (см. также статью 13 и часть 1 статьи 14 законопроекта).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "проектируемой части 12.2 статьи 55" следует читать "проектируемого пункта 12.2 части 3 статьи 55"
В проектируемых законопроектом изменениях в пункт 5 части 3 статьи 55 Кодекса (подпункт "а" пункта 14 статьи 1 проекта) некорректна отсылка к пункту 1 части 2 статьи 54, так как в данном пункте (в редакции законопроекта) дата действия технических регламентов не указана.
Проектируемая часть 15 статьи 55 Кодекса требует уточнения, поскольку не содержит указания на предельно допустимый срок подачи (направления) застройщиком уведомления об окончании строительства, реконструкции после завершения строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), садового дома. Кроме того, из вносимых законопроектом изменений в Кодекс неясны правовые последствия для застройщика в случае неподачи (ненаправления) им такого уведомления. Аналогичные замечания относятся к проектируемой статье 55.31 Кодекса.
Согласно проектируемой части 3 статьи 55.30 Кодекса (пункт 30 статьи 1 законопроекта) не требуется подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (в законопроекте ошибочно записано "проекта организации строительства") в случае, предусмотренном частью 9 указанной проектируемой статьи. Вместе с тем согласно этой части проект организации работ по сносу объекта капитального строительства подготавливается в составе проектной документации объекта капитального строительства. Кроме того, проектируемым пунктом 7 части 12 статьи 48 Кодекса в составе проектной документации также предусмотрен проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей.
В связи с проектируемыми положениями части 10 статьи 55.31 Кодекса, устанавливающими перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом сносе, требует уточнения обязательность направления уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства в случае сноса объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 Кодекса.
В положениях проектируемой статьи 55.32 Кодекса, устанавливающих особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, следует учесть, что согласно предлагаемой редакции органом местного самоуправления в отношении одной и той же самовольной постройки дважды принимается решение об ее сносе или об ее приведении в соответствие с установленными требованиями (см. части 2 и 11 указанной проектируемой статьи).
В проектируемой части 2 статьи 55.33 Кодекса относительно жилых помещений в многоквартирных домах, предоставленных по договору найма, порядок сноса объекта капитального строительства отличается от порядка, определенного в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Так, согласно статьям 84 и 86 ЖК РФ порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма в связи со сносом дома не предусматривает заключение с нанимателем таких помещений соглашения о сносе.
В отношении проектируемого в пункте 4 статьи 4 законопроекта нового пункта 13 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимо отметить, что содержащиеся в данном проектируемом пункте предписания предусматриваются в части 9 проектируемой законопроектом статьи 51.1 Кодекса, в связи с чем следует ограничиться отсылочной нормой (см. также пункт 2 статьи 2 указанного Федерального закона).
Предусмотренные в статье 8 законопроекта изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует согласовать с вносимыми законопроектом (пункт 3 статьи 1) изменениями в статью 8 Кодекса в части проектируемых полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Законопроект нуждается в редакционной доработке, в том числе с учетом необходимости выверки и унификации используемых в нем понятий и терминов. Так, в одних положениях законопроекта речь идет о соответствии планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства "предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории" (проектируемая часть 6 статьи 51.1 Кодекса), в других - о выявлении нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства "установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (проектируемая часть 1.1 статьи 54 Кодекса), а в третьих - об осуществлении государственного строительного надзора на предмет несоотвествия объекта капитального строительства "предельных параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки" (проектируемые части 6.2 и 6.3 статьи 54 Кодекса).
В наименовании проектируемой статьи 55.33 Кодекса правильно использовать термин "объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками".
Отмечаем, что в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесены проект федерального закона 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории" и проект федерального закона N 301924-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)", содержащие корреспондирующие положения с рассматриваемым законопроектом и изменяющие нормы федеральных законов, являющиеся предметом его регулирования. В связи с чем полагаем необходимым синхронизировать порядок принятия и вступления в силу проектируемых федеральных законов.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.