Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)", внесенным Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект направлен на упрощение строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствование механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства, в том числе, объектов, признанных самовольными постройками в соответствии с гражданским законодательством.
Законопроектом вводится необходимость подготовки проектной документации и ее экспертизы в отношении объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов площадью более 500 кв.м. При этом дополнительно вводится возможность проверки органами государственного строительного надзора в отношении объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов.
Данное изменение направлено на решение актуальной проблемы строительства на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или садоводства, многоквартирных домов, являющихся, по сути, самовольными постройками, с целью последующей их продажи гражданам.
При этом отменяется требование о получении гражданами, осуществляющими строительство объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов площадью не более 500 кв.м., разрешений на строительство. Вместо этого вводятся положения о направлении гражданами в случае такого строительства уведомления о планируемом строительстве (проектируемая статья 51.1 ГрК РФ). Вместе с тем, предлагаемый законопроектом алгоритм направления уведомлений и получения от органа ответного уведомления о соответствии строительства фактически не упрощает строительство таких объектов, поскольку и в действующих положениях ГрК РФ предусмотрено направление заявления и получение разрешения на строительство.
В этой связи представляется необходимым обсудить возможность исключения необходимости направления уполномоченным органом ответных уведомлений о соответствии планируемого строительства и сохранить лишь обязанность органов направления уведомлений о несоответствии планируемого строительства.
Законопроектом также предлагается заменить процедуру получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию направлением уведомлений об окончании строительства. При этом законопроектом значительно упрощается процедура регистрации объектов капитального строительства по завершении строительства (предусмотрена обязанность органа, выдавшего разрешение на строительство или получившего уведомление об окончании строительства ИЖС, в случае соответствия построенного объекта установленным требованиям направлять документы об объекте в орган регистрации прав в целях государственного кадастрового учета таких объектов и регистрации права собственности застройщика на них).
Законопроект предусматривает введение в ГрК РФ новой главы 6.4, предусматривающей определение процедуры осуществления сноса объектов капитального строительства, что, безусловно, является актуальным, поскольку ранее процедура сноса федеральными законами установлена не была.
Проектируемая статья 55.32 ГрК РФ предусматривает порядок сноса самовольных построек. При этом необходимо отметить, что не может быть поддержано предлагаемое законопроектом нововведение, предусматривающее санкцию в виде изъятия земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, в случае, если собственником земельного участка самовольная постройка в установленный срок не снесена. Действующие положения статьи 222 ГК РФ предусматривают в таких случаях снос самовольных построек самим органом местного самоуправления с возложением затрат на такой снос на собственников земельных участков. Представляется, что такой подход является более корректным и соответствующим принципу неприкосновенности права частной собственности.
Соответственно, следует исключить из законопроекта предлагаемые изменения земельного законодательства в части возможности образования земельных участков, на которых расположены самовольные постройки, без согласия собственников.
Не могут быть поддержаны предлагаемые законопроектом изменения процессуального законодательства, устанавливающие сокращенный срок рассмотрения дел о сносе самовольных построек, возможность присуждения штрафа в пользу истца в случае неисполнения судебного акта о сносе.
Также требует дополнительного обсуждения предоставляемая законопроектом возможность принятия судом решения к немедленному исполнению, если самовольная постройка существенно угрожает жизни и здоровью граждан и замедление исполнения такого решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц.
Требует дополнительного обсуждения и целесообразность установления в случае выявления самовольной постройки запрета на изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельных параметров разрешенного строительства в отношении всей территориальной зоны, в границах которой расположена самовольная постройка.
Законопроектом расширяется сфера государственного строительного надзора, уполномоченные органы которого будут вправе осуществлять государственный строительный надзор и иных, не поименованных прямо в части 1 статьи 54 ГрК РФ объектов по заявлениям граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, а также информации из средств массовой информации. Предлагаемое решение данной актуальной проблемы, безусловно, окажет позитивное влияние в вопросе нарушения градостроительных норм при строительстве и реконструкции не поднадзорных в настоящее время органам государственного строительного надзора объектов капитального строительства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству с учетом замечаний поддерживает проект федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)", и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.