Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 350197-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" подготовлен в соответствии с пунктом 29 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
В целях повышения эффективности деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военная полиция) законопроектом предлагается наделить ее дополнительными полномочиями, для чего внести изменения в отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии со статьей 20 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 (далее - Устав военной полиции), функциями военной полиции являются:
обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих;
предупреждение и пресечение преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей и иные функции;
прием, регистрация, осуществление проверки заявлений и сообщений об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции военной полиции.
В целях реализации указанных функций военнослужащие военной полиции наделены полномочиями:
требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
требовать от лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры по пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала на территории воинской части; задерживать и доставлять в военную полицию военнослужащих в связи с совершением ими административного правонарушения, а также иными полномочиями, установленными статьей 21 Устава военной полиции.
В соответствии с частью 1 статьи 2.5 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями, указанными в пунктах 1 и 4 законопроекта (за исключением статей 17.7 и 17.9), военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" административное правонарушение, за которое военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с КоАП несут дисциплинарную ответственность, является грубым дисциплинарным проступком, что учитывается при назначении дисциплинарного взыскания. Привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности производится в соответствии с требованиями Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Также в соответствии с подпунктом "к" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
То есть и для привлечения военнослужащего к ответственности, и для его досрочного увольнения с военной службы по вышеуказанному основанию, требуется квалификация совершенного деяния согласно КоАП, а также соблюдение процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.
Для этого согласно статьи 28.1 КоАП возбуждается дело об административном правонарушении, а затем в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП после выяснения всех обстоятельств совершения административных правонарушений, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, производство по делу об административном правонарушении прекращается. Материалы передаются командиру или в уполномоченный орган для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, процедура привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, выявленных командиром или органом военной полиции, требует передачи соответствующих материалов в орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении. После прекращения дела эти материалы возвращаются обратно командиру или в орган военной полиции для привлечения виновного лица к ответственности. При этом сроки привлечения его к ответственности необоснованно увеличиваются.
В целях фиксации фактов совершения военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) административных правонарушений, выявляемых органами военной полиции в воинских частях и гарнизонах, обеспечения неотвратимости наказания указанных лиц, граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил за совершение административных правонарушений, а также для реализации основных направлений деятельности и функций военной полиции, установленных Уставом военной полиции, пунктом 1 и 4 законопроекта предлагается наделить должностных лиц военной полиции полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 КоАП, и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.8, частью 1 статьи 6.9, частью 1 статьи 6.16.1, статьями 17.7, 17.9 КоАП, в отношении военнослужащих Вооруженных Сил, граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (при совершении административного правонарушения на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей).
Кроме того, при совершении лицами гражданского персонала Вооруженных Сил административного правонарушения на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, решение об их доставлении и административном задержании принимается с учетом требований КоАП. При этом должностные лица военной полиции не имеют права в установленном порядке применять в отношении указанных лиц меры обеспечения по делу об административном правонарушении (в частности доставление, административное задержание).
Пунктами 2 и 3 законопроекта предлагается наделить должностных лиц военной полиции полномочиями по применению мер обеспечения по делу об административном правонарушении в виде доставления и административного задержания в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил при совершении ими административного правонарушения на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Доставление и задержание военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, будет осуществляться в порядке, определенном статьей 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Во исполнение Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", проведено общественное обсуждение законопроекта на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" законопроект размещался на вышеуказанном сайте для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
За время общественного обсуждения, а также независимой антикоррупционной экспертизы предложения и заключения по законопроекту не поступали.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и в пределах установленной штатной численности военнослужащих Вооруженных Сил.
Учитывая, что для реализации законопроекта потребуется принятие ведомственных нормативных правовых актов срок вступления в силу предлагается отложить на девяносто дней со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" не повлечет за собой расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере, и в пределах штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" потребует принятия соответствующих правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, направленных на реализацию полномочий, возложенных на Министерство обороны Российской Федерации.
Обоснование необходимости подготовки: наделение должностных лиц военной полиции полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, составлению протоколов об административных правонарушениях и применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Примерный срок подготовки: в течение 3 месяцев после подписания Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной исполнитель - Минобороны России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.