Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 350950-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В законодательстве об административных правонарушениях большинства субъектов Российской Федерации присутствуют нормы, содержащие ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Указанные нормы успешно применялись, пока протоколы об административных правонарушениях по ним составляли должностные лица органов внутренних дел (полиции), то есть до вступления в силу изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Данный закон установил, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
С июля 2014 года и до настоящего времени соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Карелия по данному вопросу не заключено. Аналогичная ситуация складывается в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. В связи с этим должностными лицами органов внутренних дел (полиции) не составляются протоколы об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении тишины и покоя граждан в ночное время, по нормам, установленным региональным законодательством об административных правонарушениях.
Определение законодательством субъекта Российской Федерации иных должностных лиц на составление указанных протоколов вызывает существенные затруднения, так как только должностные лица органов внутренних дел (полиции) обладают особым правовым статусом, позволяющим требовать от граждан и должностных лиц, представителей юридических лиц прекращения противоправных действий, проверять у указанных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия, также должностные лица органов внутренних дел (полиции) обладают особыми атрибутами своего статуса, такими как форменная одежда и служебное оружие. Отсутствие данных преимуществ у должностных лиц иных органов, которые потенциально могут быть определены законом субъекта Российской Федерации в качестве уполномоченных по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ведет к уклонению правонарушителей по данным административным правонарушениям от ответственности, что влечет повышение уровня опасности для населения.
Отмечается значительное сокращение количества протоколов, составленных по административным правонарушениям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации, связанным с нарушением тишины и покоя граждан в ночное время. В частности, в Республике Карелия по статье 2.1 "Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан" Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" в 2016 году было составлено всего 32 протокола об административных правонарушениях, в то время как за 2013 год было составлено 2112 таких протоколов, а за первое полугодие 2014 года - 1672 протокола. При этом количество правонарушений, связанных с нарушением тишины и покоя граждан в ночное время, на территории Республики Карелия не сократилось.
На территории Республики Карелия полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по составам правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе по статье "Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан", в настоящее время переданы должностным лицам органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Республики Карелия. Однако, у должностных лиц органов исполнительной власти также отсутствуют законные рычаги воздействия на лиц, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, что способствует совершению гражданами правонарушений, следствием которых достаточно часто являются бытовые преступления. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не располагают законодательно установленным инструментарием, позволяющим пресекать и предупреждать правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности.
В целях решения вышеуказанных проблем правоприменения норм административного законодательства законопроектом предлагается дополнить главу 20 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей, устанавливающей административную ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, и наделить полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по указанному составу должностных лиц органов внутренних дел (полиции). Согласно законопроекту рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанному составу возложено на должностных лиц органов внутренних дел (полиции), а также на судей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье.
Законопроект не содержит коррупциогенных факторов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время в Республике Карелия в течение года совершается порядка 8000 правонарушений, связанных с совершением действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время.
Потребность в материальных и финансовых средствах на реализацию в Республике Карелия в 2017 году передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, связанных с совершением действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время, составит порядка 3 миллионов рублей.
Ориентировочно, исходя из количества субъектов Российской Федерации, общая потребность средств на реализацию указанных полномочий должностными лицами органов внутренних дел (полиции) составит порядка 255 миллионов рублей в год (3 х 85).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.