Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 72-р, пункта 49 плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р, пункта 22 плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 607-р.
Законопроектом предлагается внести в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав. Это позволит исключить многочисленные случаи обращения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в суд за защитой своих прав.
В целях установления единого порядка учета детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), направленные на уточнение порядка включения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в список на получение жилья (далее - список) и их исключения из списка.
На сегодняшний день список формируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно в соответствии с установленным ими порядком. Однако в силу различных причин действующий порядок не в полной мере обеспечивает своевременное включение в список всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение их жильем.
В связи с этим представляется целесообразным предоставить возможность законным представителям указанных детей самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства в рамках их задач и полномочий, установленных Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список. Анализ результатов мониторинга, проведенного Минобрнауки России с целью установления мест и условий проживания 129935 лиц из числа детей-сирот, имеющих правовые основания для их обеспечения жилыми помещениями и не обеспеченных таковыми в установленном порядке, в субъектах Российской Федерации показал, что по состоянию на 1 ноября 2014 г. местонахождение 10857 лиц из числа детей-сирот неизвестно. На момент обеспечения жилыми помещениями установить местонахождение некоторых лиц, включенных в список, представляется затруднительным, поскольку данные граждане не всегда обращаются в уполномоченные органы за предоставлением им жилья.
В связи с этим законопроектом предлагается ввести уточнение, согласно которому жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Законопроектом также устанавливается единый порядок формирования списка, а также предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению такого порядка.
В настоящее время детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот предоставляются жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Следует учитывать, что некоторые категории лиц из числа детей-сирот могут быть неспособны адаптироваться к социальной среде на протяжении долгих лет, нередко фиксируются случаи преступных посягательств на имущество таких граждан.
В настоящее время в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более одного раза. По истечении соответствующего срока жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с его нанимателем заключается договор социального найма. В этом случае жилое помещение может быть приватизировано.
Однако практика показывает, что такие меры все же не способны обеспечить сохранность жилья для детей-сирот.
В связи с этим законопроектом предлагается предоставить возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия по опеке и попечительству, принимать решение о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения по истечении первого 5-летнего срока неоднократно. При этом принятие такого решения должно основываться на фактических данных, свидетельствующих о необходимости сохранения контроля над лицами указанной категории в целях обеспечения их интересов, в том числе и имущественных.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право требования принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, имеют только наниматель или проживающие с ним члены его семьи.
Законопроектом предлагается установить, что в случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетними и родителями, лишенными в отношении них родительских прав, иными лицами, совместно проживающими с несовершеннолетними, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних либо орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.
В настоящее время без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
Законопроектом предлагается внести изменения, согласно которым в случае, если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, они по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики по вопросу использования детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений, предоставленных им по договору найма специализированного жилого помещения, показал, что некоторые граждане указанной категории относятся к предоставленным жилым помещениям небрежно, своими действиями или бездействиями приводят жилое помещение в непригодное для проживания состояние, используют жилое помещение не по назначению.
В связи с этим законопроектом предлагается часть 5 статьи 103 Кодекса изложить в новой редакции, в соответствии с которой при расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 101 Кодекса, они подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Законопроектом также предлагается внести дополнение в статью 83 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", позволяющее приобретать жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа у физических лиц, являющихся собственниками этих помещений путем проведения запроса предложений, тем самым сэкономив время, необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения государственного контракта, почти в 3 раза, и своевременно обеспечивать указанных лиц жилыми помещениями.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение государственных гарантий защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не повлечет принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" потребует издания постановления Правительства Российской Федерации по установлению:
порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формы заявления о включении в список, примерного перечня документов, необходимых для включения в список, сроков и оснований принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, сроков включения в список;
порядка исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства, и включения в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Обоснование необходимости подготовки - установление единого порядка формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также урегулирование вопроса включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в случае перемены ими места жительства в пределах Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Срок подготовки - 4 месяца со дня опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.