Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 357270-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Анализ правоприменения положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", регулирующих вопросы повышения мобильности трудовых ресурсов, в 2015 и 2016 годах показал, что основными причинами низких темпов реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (далее - перечень), являются:
отказ работодателей от привлечения дополнительных трудовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в связи с экономической ситуацией;
исключение из региональных программ ранее включенных в нее работодателей, имеющих задолженности по заработной плате, осуществляющих наряду с привлечением трудовых ресурсов сокращение численности или штата работников;
сложный механизм реализации региональных программ, в том числе получения работодателем финансовой поддержки.
В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень.
В правоприменительной практике инвестиционный проект, как правило, рассматривается как вновь создаваемое производство или новый проект, что не позволяет участвовать в региональных программах работодателям, развивающим имеющееся производство или просто испытывающим потребность в квалифицированных работниках, которую они не могут удовлетворить за счет привлечения местных трудовых ресурсов.
В связи с этим проектом федерального закона предусматривается разработка региональных программ с учетом потребности работодателей в трудовых ресурсах, которая не может быть удовлетворена за счет привлечения работников, проживающих в данном субъекте Российской Федерации.
Критерии отбора работодателей проектом федерального закона предлагается устанавливать на уровне субъекта Российской Федерации. Это позволит привлечь большее число работодателей для участия в региональных программах, а также обеспечить работодателей требуемыми работниками.
В соответствии с действующим законодательством региональные программы субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, и внесение в них изменений согласовываются Межведомственной комиссией по согласованию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. В целях сокращения периода согласования региональных программ субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, проектом федерального закона предлагается согласовывать проекты региональных программ. Это позволит сократить время, необходимое для внесения в региональные программы изменений в соответствии с замечаниями указанной межведомственной комиссии.
Также проектом федерального закона предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации, включенным в перечень, вносить изменения в региональные программы в части изменения перечня работодателей и (или) профессий (должностей, специальностей), на которые предполагается привлечение работников, в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников. О внесенных изменениях, а также о перераспределении между работодателями средств субсидии предполагается уведомлять Минтруд России и Роструд.
В целях увеличения числа работодателей - участников региональных программ проектом федерального закона предлагается:
отказаться от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, а также от каких-либо проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата;
сократить минимальную продолжительность срочного трудового договора с работником с 3 до 2 лет.
В целях защиты интересов работника, переезжающего в рамках региональной программы для трудоустройства в другой субъект Российской Федерации, предлагается сохранить имеющееся требование к работодателю об отсутствии задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Вместе с тем с учетом возможности технических задержек с уплатой работодателем указанных взносов предлагается проверять наличие задолженности у работодателя по уплате страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не в момент выдачи ему сертификата, а ежегодно.
Реализация предлагаемого механизма позволит стимулировать работодателей создавать привлекательные условия для работников из других субъектов Российской Федерации, мотивируя их к переезду.
Проект федерального закона предусматривается также право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры финансовой поддержки, помимо предусмотренных статьей 22.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.
Также проектом федерального закона предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право утверждать перечень работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, которые вправе привлекать в рамках региональных программ работников из субъектов Российской Федерации, включенных в перечень.
Кроме того, проектом федерального закона выдачу заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исключив указанные положения из перечня государственных услуг.
Данные изменения обусловлены тем, что выдача заключений о привлечении и использовании иностранных работников и содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не являются государственными услугами, поскольку они не предоставляются по запросам заявителей (физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Выдача заключений о привлечении и использовании иностранных работников осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия органами занятости населения на основании запроса МВД России или его территориальных органов. Осуществление органами занятости населения содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, по сути, является привлечением работодателей к участию в региональных программах.
Срок вступления Федерального закона в силу предлагается установить по истечении 90 дней с момента его официального опубликования, за исключением отдельных норм.
В целях оптимизации процесса реализации региональных программ и предоставления субъектам Российской Федерации возможности более оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке труда предлагается вступление в силу с момента официального опубликования норм проекта федерального закона, предусматривающих право субъектов Российской Федерации:
самостоятельно устанавливать порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу, а также порядок исключения работодателей из региональной программы;
вносить изменения в региональную программу в части изменения перечня работодателей и (или) профессий (должностей, специальностей) в пределах ранее согласованной в рамках региональной программы численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации, не включенного в перечень, без согласования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) в целях привлечения для трудоустройства работников в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов работодателю, участвующему в такой региональной программе, предоставляется финансовая поддержка, составляющая 225 тыс. рублей на 1 работника.
Финансовое обеспечение указанной поддержки предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, из расчета в среднем 150 тыс. рублей на 1 человека и средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета в среднем 75 тыс. рублей на 1 человека.
Доля средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в объеме средств, предоставляемых в качестве финансовой поддержки, может отклоняться от среднего показателя по субъектам Российской Федерации в зависимости от предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Объем средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на указанные цели, в 2017 году составляет 300 000 тыс. рублей. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на софинансирование региональных программ в 2018 году предусмотрено 150 483,7 тыс. рублей.
Согласно действующей редакции подпункта 20 пункта 3 статьи 7 Закона о занятости уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов.
Такие требования утверждены приказом Минтруда России от 6 мая 2015 г. N 272н "Об утверждении требований к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов" и предусматривают, что при рассмотрении вопроса о включении инвестиционного проекта в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов должна оцениваться финансовая устойчивость и платежеспособность юридического лица, реализующего данный инвестиционный проект, в том числе с учетом наличия документального подтверждения обязательства юридического лица оказать меры поддержки работнику, привлекаемому для реализации инвестиционного проекта в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, за счет собственных средств в размере не менее 75 тыс. рублей на 1 такого работника.
Проектом федерального закона право устанавливать критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, предоставляется субъектам Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Закона о занятости в редакции проекта федерального закона).
Следовательно, после принятия проекта федерального закона, приказ Минтруда России N 272н будет признан утратившим силу и участие работодателей в предоставлении мер поддержки работнику будет регулироваться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом того, что данные средства выплачиваются работодателем непосредственно работнику, внесение указанных изменений не повлияет на доходную и расходную части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона мО внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) нормативного правового акта |
Ответственные исполнители |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" |
принятие постановления Правительства Российской Федерации необходимо для установления единых требований по включению субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (подпункт 3 пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции проекта федерального закона) |
в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
будут установлены единые требования по включению субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным |
Минтруд России Минэкономразвития России Минпромторг России Минфин России Минвостокразвития России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N 853 "Об утверждении Правил согласования региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" |
проектом федерального закона предусматривается возможность согласования проекта региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов (пункт 1 статьи 22.3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции проекта федерального закона) |
в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
в Правила согласования региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, будут внесены изменения, предусматривающие возможность рассмотрения и согласования проектов региональных программ Межведомственной комиссией по согласованию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным |
Минтруд России Минфин России Минэкономразвития России Минпромторг России Минвостокразвития России |
3. |
"О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 272н "Об утверждении требований к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов" |
проектом федерального закона право устанавливать критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, предоставляется субъектам Российской Федерации (пункт 6 статьи 22.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции проекта федерального закона) |
в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
будут признаны утратившими силу требования к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, установленные на федеральном уровне |
Минтруд России |
4. |
Приказ Минтруда России "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 405н "Об утверждении Порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов и его формы" |
проектом федерального закона упрощается порядок предоставления работодателю сертификата (пункт 10 статьи 22.3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции проекта федерального закона) |
в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
в порядок предоставления сертификата работодателю будут внесены изменения, направленные на упрощение порядка получения сертификата |
Минтруд России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.