Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 355259-7 "О внесении изменений в статьи 1.7 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), которым были декриминализированы отдельные составы преступлений. При этом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) введен ряд новых статей, в том числе статья 6.1.1 "Побои" (поправки также вступили в силу 15 июля 2016 года).
В связи с реализацией указанного законодательства на практике возник ряд вопросов, связанных с пересмотром судебных решений, прекращением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях. В частности, возник вопрос о том, возможно ли привлечь лицо к административной ответственности за побои, которые были нанесены в период, предшествующий вступлению в силу Федерального закона N 323-ФЗ.
Исходя из положений части 2 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом.
Вместе с тем положения части 1 статьи 1.7 КоАП РФ (лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения) не позволяют распространять положения статьи 6.1.1 КоАП РФ на побои, совершенные до 15 июля 2016 года. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение лица.
Следует отметить, что 7 февраля 2017 года (со дня своего опубликования) вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2017 года N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации", согласно которому побои в отношении близких лиц переведены в разряд административных правонарушений.
Состав преступления, предусмотренного статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляют побои или насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение легкого вреда здоровью, совершенные только из хулиганских побуждений, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Таким образом, фактически повторно сложилась аналогичная ситуация, когда положения статьи 6.1.1 КоАП РФ с учетом изменений, внесенных в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, не могут быть применены за побои в отношении близких лиц, совершенные до 7 февраля 2017 года.
В рамках действующей правовой конструкции статьи 1.7 КоАП РФ в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих уголовную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние административную ответственность, к лицам, совершившим преступления, не могут быть применены административные наказания, данные лица фактически освобождаются от какой-либо ответственности.
Вместе с тем административная и уголовная ответственность должны рассматриваться в качестве разновидностей публично-правовой ответственности. Выведение ряда деяний из сферы действия уголовного закона не должно повлечь нарушения принципа справедливости.
Декриминализация отдельного деяния и одновременное установление за его совершение административной ответственности фактически является смягчением публично-правовой ответственности. Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 июля 2015 года N 20-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом мирового судьи судебного участка N 1 Выксунского судебного района Нижегородской области".
В указанном Постановлении определено, что отмена административной ответственности с одновременной криминализацией того же деяния свидетельствует об ужесточении публично-правовой ответственности за его совершение. Следовательно, обратная (симметричная) ситуация с декриминализацией деяния с одновременным введением административной ответственности за его совершение является не чем иным, как смягчением публично-правовой ответственности, что в силу положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации влечет за собой применение нового закона (в данном случае административного). Другими словами, перевод уголовного правонарушения в административное - это улучшение положения лица, и в этом смысле квалификация его деяния по новому закону не является приданием ему обратной силы, хотя бы административный закон и не действовал на момент совершения правонарушения.
Таким образом, если после совершения преступления ответственность за него устранена или смягчена (в данном случае установлена административная ответственность), должен применяться новый закон, а именно соответствующие положения КоАП РФ.
С учетом сложившейся ситуации и в целях решения вопросов, связанных с применением уголовного и административного законодательства в связи с декриминализацией отдельных преступлений, в том числе планируемых в перспективе, предлагается статью 1.7 КоАП РФ дополнить новой частью 2.2, согласно которой в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих уголовную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние административную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, вступившего в силу после совершения этим лицом соответствующего правонарушения.
В статье 1.7 КоАП РФ вышеуказанный случай предлагается установить в качестве единственного исключения из общего правила о недопустимости применения обратной силы закона, устанавливающего административную ответственность.
Кроме того, в целях недопущения пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности в указанном случае (применительно к различным составам административных правонарушений, которые могут быть установлены в результате декриминализации в будущем) предлагается дополнить статью 4.5 новой частью, согласно которой в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих уголовную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние административную ответственность, указанные сроки давности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Предлагаемые изменения будут способствовать устранению так называемых "зон безответственности", создаваемых в результате декриминализации отдельных преступлений, в том числе планируемых в перспективе.
Законопроект получил положительное заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства (проект федерального закона N 7-172).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1.7 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 1.7 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и его реализация не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 1.7 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 1.7 и 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.