Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 1018398-6 "О ярмарках выходного дня и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части организации ярмарок выходного дня)"
- внесен депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1018398-6 "О ярмарках выходного дня и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части организации ярмарок выходного дня), внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком и О.Л. Михеевым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом регулируется отношения, связанные с организацией ярмарок выходного дня, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках выходного дня, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, в том числе отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и участниками ярмарок в связи с организацией и осуществлением ярмарочной торговой деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 проектируемого Федерального закона "О ярмарках выходного дня" территория ярмарки - это земельные участки, границы которых определяются решением органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, а также предполагаемого количества торговых мест ярмарки с обеспечением мест парковок транспортных средств и соблюдением требований, установленных данным законом.
Комитет считает необходимым отметить, что в настоящее время местоположение границ земельных участков определяется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указывающим, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В свою очередь, образование земельных участков осуществляется по правилам, предусмотренным главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления в настоящее время не наделены полномочиями по принятию решений об определении границ земельных участков, поскольку компетенция данных органов ограничивается только утверждением документов, на основании которых могут образовываться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из статьи 3 проектируемого Федерального закона "О ярмарках выходного дня" определение мест проведения ярмарок осуществляется на основании плана размещения мест для проведения ярмарок. При этом основанием для отказа включения в таком план нового торгового места в числе прочего является случай, когда испрашиваемое торговое место размещения входит в состав земельного участка, предоставленного в установленному законом порядке другому лицу либо предполагается в месте, не позволяющем обеспечить безопасности при проведении ярмарки.
В этой связи Комитет считает необходимым обратить внимание, что предусмотренные законопроектом правила определения мест проведения ярмарок не позволяют сделать однозначный вывод о том, может ли план размещения мест для проведения ярмарок предусматривать размещение ярмарок выходного дня на земельных участках, находящихся в частной собственности и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных третьим лицам, либо размещение ярмарок выходного дня допускается только на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц. В частности, частью 4 статьи 4 проектируемого Федерального закона "О ярмарках выходного дня" урегулированы вопросы о согласовании такого плана с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если размещение ярмарки планируется на земельном участке, находящимся в федеральной или региональной собственности.
Также остается неурегулированным вопрос о том, должен ли при принятии решения об утверждении плана размещения мест для проведения ярмарок учитываться правовой режим соответствующих земельных участков (категория земель и вид разрешенного использования). Так, в частности, согласно части 1 статьи 4 проектируемого Федерального закона "О ярмарках выходного дня" ярмарки могут проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если их проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного мероприятия.
Представляется, что с точки зрения использования земельного участка как объекта недвижимости соответствующий земельный участок может быть пригоден для проведения ярмарки. Вместе с тем, осуществление торговой деятельности на таком земельном участке может быть не предусмотрено или прямо запрещено его правовым режимом (например, земли особо охраняемых природных территорий).
Кроме того, представляется не до конца понятной и юридическая природа взаимоотношений по использованию земель и земельных участков при организации ярмарок выходного дня. В частности, в законопроекте отсутствует указание на то, должны ли предоставляться для указанных целей земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на каких-либо правах, предусмотренных земельным законодательством (например, аренда или безвозмездное пользование) либо право на использование земли возникает по иным основаниям. Также остается неурегулированным вопрос о том, необходимо ли оформление каких-либо договорных отношений между собственником земельного участка и организатором ярмарки выходного дня в случае, если проведение такой ярмарки запланировано на земельном участке, находящемся в частной собственности.
В этой связи Комитет считает необходимым обратить внимание, что, к примеру, в настоящее время размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов (глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 5 проектируемого Федерального закона "О ярмарках выходного дня" предусматривается необходимость предоставления гражданами, желающими принятии участие в ярмарке, заявки о предоставлении места для продажи товаров к организатору ярмарки. К такой заявке граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством и животноводством должны приложить документ, подтверждающий осуществление ими своей деятельности (выписку из похозяйственной книги, выданную администрацией сельского (городского) поселения).
Следует учитывать, что, во-первых, в похозяйственных книгах осуществляется учет только личных подсобных хозяйств (статья 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"), в связи с чем в соответствующей выписке не может содержаться сведений о том, что гражданин занимается садоводством или огородничеством, поскольку данные виды деятельности могут осуществляться на садовых и огородных земельных участках. Во-вторых, не представляется возможным определить, какой именно документ организатору ярмарки должен предоставить садовод или огородник в целях подтверждения своего занятия садоводством и огородничеством (членская книжка садоводческого или огороднического объединения, документ о правах на землю либо что-то иное).
В свою очередь, заявители, предлагающие продажу сельскохозяйственной продукции собственного производства в целях получения места на ярмарке выходного дня обязаны представить документ о павах на землю, а также справку поселкового (районного) органа местного самоуправления о том, что сельскохозяйственная продукция является продукцией собственного производства. Вместе с тем, вопросы организации местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не предусматривающим такие органы местного самоуправления как "поселковые" и не относящим к вопросам местного значения органов местного самоуправления выдачу подобных справок, в связи с чем возникает вопрос о статусе такого полномочия (вопрос местного значения или отдельные государственные полномочия).
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.