Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 999378-6 "О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением)", внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 999378-6 "О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением)" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что в случае, если населенный пункт расположен в малонаселенной местности и в нем отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, то жилое помещение, предоставляемое гражданам при их выселении в связи со сносом дома или признания его непригодным для проживания, или в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома, может находиться в другом населенном пункте в границах муниципального образования, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, а в случае если муниципальное образование, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, состоит из одного населенного пункта - в другом населенном пункте субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
При этом перечень малонаселенных местностей в этих целях утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно действующей редакцией части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, не является равнозначным понятию "муниципальное образование".
Действующая редакция части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает предоставление нанимателю другого благоустроенного жилого помещения в другом населенном пункте в границах муниципального образования при его выселении в связи со сносом дома или признания его непригодным для проживания или в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.
Исключение из общего правила предусмотрено только в случае переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Между тем, в силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Закрепленный в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
Как следует из пояснительной записки, на практике имеют место случаи, когда у органов местного самоуправления возникает обязанность в связи с признанием дома, не включенного в региональную адресную программу, подлежащим сносу, предоставить гражданам другое жилое помещение по договору социального найма, которая фактически не может быть исполнена в связи с тем, что населенный пункт, где находится такой дом, расположен в малонаселенной местности, в которой отсутствуют перспективы дальнейшего развития, и в нем отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие установленным требованиям.
В этой связи ограничительное толкование положений части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающее в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" возможность предоставления гражданам жилого помещения, в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, по сравнению с нанимателями, переселяемыми за счет средств областных и местных бюджетов, является нарушением обязанности обеспечивать конституционное истолкование подлежащих применению норм и ведет к фундаментальному нарушению прав граждан, в виде различных условий переселения.
Отсутствие возможности, при безусловном согласии на то самого нанимателя и членов его семьи, на переселение в другой населенный пункт, по причине аварийности, непригодности жилого дома, нарушает, в первую очередь, право самого нанимателя и членов его семьи на достойные условия проживания. Более того, предоставление другого жилого помещения в связи с выселением по указанным основаниям, связано, в первую очередь, с наличием угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийных жилых домах.
Причины же невозможности предоставления другого благоустроенного жилого помещения в отдельно взятом населенном пункте могут быть различны. Это и отсутствие маневренного жилищного фонда в необходимом количестве, отсутствие перспективы развития данного поселения, в связи, с чем экономически необоснованно строительство новых жилых домов и др.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных положений следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Кроме того, необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии согласия нанимателя и членов его семьи на выселение (переселение) в предоставленное им жилое помещение, вопрос о выселении может быть решен исключительно в судебном порядке. При этом в решении суда должно быть указано жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке.
Комитет в целом поддерживает идею переселения граждан при их добровольном согласии из одного населенного пункта в другой в границах муниципального образования, вместе с тем считает, что рассматриваемый законопроект недостаточно проработан с точки зрения законодательной техники.
Так, предлагаемое законопроектом изменение, допускающее возможность переселения граждан в другой населенный пункт субъекта Российской Федерации, только в случае, когда муниципальное образование, из которого переселяется гражданин, состоит из одного населенного пункта, ставит в неравное положение с ними граждан, проживающих в муниципальных образованиях, состоящих из нескольких населенных пунктов, при этом, имеющих все признаки малонаселенной местности.
Кроме того, предлагаемая в законопроекте норма, устанавливающая, что перечень малонаселенных местностей утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не содержит в себе критериев, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации при его утверждении.
Произвольное толкование указанной нормы на практике повлечет за собой различный подход к определению "малонаселенная местность", что в свою очередь приведет к отсутствию единообразия правоприменительной практике в части обеспечения равных условий для осуществления гражданами права на жилище.
Также, предлагаемый законопроектом подход, в части отсутствия необходимости согласия граждан при их переселении из одного населенного пункта в другой в границах городского или сельского поселения не может гарантировать обеспечение их прав и законных интересов, а также привести к принятию в отношении них произвольных решений.
Комитет считает, что предоставление гражданам жилого помещения в другом населенном пункте возможно только с их полного согласия, полученного в письменной форме.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает в представленной редакции проект федерального закона федерального N 999378-6 "О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением)".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.