Заключение Счетной палаты РФ от 12 мая 2016 г. N ЗСП- 99/11-01
на проект федерального закона N 1030187-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1030187-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 11 апреля 2016 г. N 293).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, одной из его целей является приведение норм Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) путем замены термина "лечение застрахованного" на термин "медицинская помощь (первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь) застрахованному, включая медицинскую реабилитацию".
Необходимо отметить, что в Федеральном законе N 323-ФЗ содержится понятие "лечение", под которым согласно статье 2 понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Таким образом, заявленная цель разработки законопроекта не соответствует фактическому содержанию Федерального закона N 323-ФЗ.
Кроме того, термин "медицинская помощь" является более широким понятием по отношению к термину "лечение" и согласно статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ включает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, в том числе диагностику и профилактику заболеваний как до установления профессионального заболевания, так и после.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286 "Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оплата расходов на диагностику и профилактику заболеваний страховщиком не производится.
Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту расчеты объема средств, необходимых на оплату проведения диагностики и профилактики, отсутствуют.
При этом остаются неясными механизм разграничения первичной медико-санитарной помощи в зависимости от ее оказания в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием либо по иным причинам, например, по общему заболеванию, а также порядок определения источника ее оплаты: либо за счет бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, либо за счет средств обязательного медицинского страхования. В пояснительных материалах к законопроекту информация о порядке и механизме указанного разграничения медицинской помощи отсутствует.
В данной связи имеются риски возникновения дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенного Счетная палата Российской Федерации полагает возможным поддержать законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.