Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 1032351-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части дополнения перечня объектов государственной экологической экспертизы)",
внесенному Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1032351-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части дополнения перечня объектов государственной экологической экспертизы), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" изменения, предусматривающие отнесение к объектам государственной экологической экспертизы проектную документацию объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - объекты на территориях традиционного природопользования).
Как следует из пояснительной записки, до принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации были отнесены к землям особо охраняемых природных территорий и, соответственно, проектная документация объектов на территориях традиционного природопользования относилась к объектам государственной экологической экспертизы.
В настоящее время территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к особо охраняемым природным территориям не относятся.
По мнению авторов законопроекта, проведение государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации объектов на территориях традиционного природопользования послужит одним из рычагов, способствующих сохранению мест традиционного природопользования для будущих поколений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в значительной степени пересекаются с особо охраняемыми природными территориями, ввиду чего в отношении наиболее важных, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение территорий в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации уже распространяются предусмотренные Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" механизмы предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Более того, необходимо отметить, что указанные авторами законопроекта цели не в полной мере совпадают с предметом правового регулирования Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
При этом, вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов, сохранения на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия непосредственно относятся к предмету Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Указанным Федеральным законом определяется правовой режим территорий традиционного природопользования, а также предусмотрены необходимые меры, в том числе, по сохранению мест традиционного природопользования для будущих поколений коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем, из пояснительной записки не следует, что устанавливаемых Федеральным законом от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" мер недостаточно для обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что земельные участки, расположенные в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, выведены из состава земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и, следовательно, по мнению Комитета, не имеется оснований предполагать наличие рисков негативных последствий для территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в связи с введением указанного Федерального закона в действие.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в рамках экспертизы проектной документации осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Таким образом, проверка на соответствие экологическим требованиям уже проводится в ходе осуществления экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.