Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи
на проект федерального закона N 1071537-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 1071537-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 июня 2015 года N Пр-1261 и предусматривает установление особенностей регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения профессиональных спортивных соревнований, а также участия в них профессиональных спортсменов и профессиональных клубов.
Согласно концепции законопроекта основными субъектами профессионального спорта являются общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортсмены, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, спортивные судьи, тренеры, спортивные агенты.
В связи с этим действующий Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предлагается дополнить рядом новых понятий, таких как "профессиональная спортивная лига", "профессиональные спортивные соревнования", "профессиональный спортивный клуб", "профессиональный спортсмен", "спортивный агент", "спортивная санкция", а также изменить определения понятий "профессиональный спорт" и "спортивная дисквалификация спортсмена".
Законопроектом определяются права и обязанности профессиональных спортивных клубов, правовой статус, особенности создания профессиональных спортивных лиг, а также обязанность этих организаций по утверждению положений, определяющих условия и порядок трансферта спортсменов в другие клубы или спортивные организации.
При этом законопроектом предусмотрен целый комплекс мер, призванных обеспечить соблюдение интересов общероссийской спортивной федерации при принятии профессиональной спортивной лигой решений, влияющих на развитие вида спорта и подготовку спортивной сборной команды Российской Федерации по данному виду спорта.
В целях защиты прав и интересов спортсменов и тренеров законопроектом устанавливается норма об обязательной аккредитации спортивных агентов соответствующей спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой.
Законопроектом предусматривается процедура рассмотрения споров в профессиональном спорте и в спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры. В частности, предлагается определить категории споров, рассматриваемые в рамках арбитража в профессиональном спорте и спорте высших достижений, а также регламентируются вопросы обращения в иностранные арбитражные учреждения.
Законопроектом регулируется деятельность постоянно действующего арбитражного учреждения, рассматривающего споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений.
Положения законопроекта предусматривают также содействие трудоустройству в профессиональные спортивные клубы спортсменов, не достигших возраста 16 лет.
Таким образом, концепция законопроекта направлена на развитие субъектов профессионального спорта, на обеспечение содействия органами государственной власти субъектам спорта высших достижений, в том числе спортивным сборным командам Российской Федерации, что в целом заслуживает всесторонней поддержки.
К тому же, изменения, внесенные законопроектом, позволят установить правовые нормы, направленные на регулирование взаимодействия общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в части развития спорта высших достижений.
Принятие законопроекта, по мнению Комитета, в целом будет весьма значимым событием в совершенствовании регулирования как зрелищной, так и экономически самоокупаемой части спорта.
В то же время, следует подчеркнуть, что окончательные выводы о реализации концепции законопроекта можно будет сделать лишь на основании правоприменительной практики, в том числе, после анализа рассмотрения споров в профессиональном спорте и в спорте высших достижений. В частности, это касается возможных разбирательств в процессе взаимодействия общероссийской спортивной федерации и профессиональной спортивной лиги.
Законопроект ориентирован в основном на регулирование командных игровых видов спорта. По мнению Комитета, требует дополнительного пояснения регулирование таких профессиональных индивидуальных и групповых видов спорта как бокс, теннис, велоспорт, спортивные танцы, шахматы, гольф, парусный спорт, автоспорт и другие.
Кроме того, принимая во внимание новизну и разноплановость предлагаемых положений (организационные механизмы, изменение порядка финансирования и т.д.), было бы целесообразно рассмотреть возможность установления переходного периода для отдельных положений законопроекта и предусмотреть для них особый порядок вступления в силу.
Указанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1071537-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта", внесенного Правительством Российской Федерации и рекомендует его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.А. Свищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.