Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 1018453-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации)",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским, Е.Л. Николаевой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел названный законопроект, по которому является соисполнителем, в части, относящейся к предмету своего ведения.
Законопроектом предусматривается значительное расширение процессуальных прав Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Статьей 3 законопроекта в проектных статьях 17.2.2 и 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предлагается регламентировать порядок участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в деле об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.
Аналогичные положения предусмотрены и статьей 9 в проектных редакциях статей 39.1, 40, 51, 208, 209, 218 и 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС), которыми предусматривается, что при рассмотрении различных категорий дел с участием субъектов предпринимательской деятельности либо связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в судах общей юрисдикции значительное расширение перечня процессуальных прав уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Кроме того, по сути, законопроектом предлагается дополнить Кодекс и КАС новыми субъектами, а именно Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации.
Комитет, рассмотрев законопроект, обращает внимание, что используемый авторами подход в большинстве своем не свободен от ряда противоречий, дискуссионен и требует дополнительного обсуждения.
Полагаем, что в современных условиях интенсификации и усложнения существующих правоотношений совершенствование действующих институтов, в частности, при выборе того или иного подхода в законодательном регулировании сферы административной юстиции и административного судопроизводства должно осуществляться весьма аккуратно.
Также, по нашему мнению, следует учитывать, что существующий в рамках КАС порядок производства по административным делам фактически действует с сентября 2015 года (чуть более семи месяцев). При этом авторами не обоснована необходимость столь скорого изменения существующего подхода в правовом регулировании порядка рассмотрения дел по административным искам.
Отдельно необходимо обозначить следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 38 и частью 2 статьи 40 КАС следует, что в случаях, предусмотренных КАС, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
Тем самым, исходя из смысла вышеизложенных законоположений Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей входит в перечень лиц, участвующих в судебном разбирательстве в рамках административного дела.
В этой связи полагаем, что в пояснительной записке к законопроекту в недостаточной степени отражена правовая аргументация, свидетельствующая о необходимости дополнительного регулирования названной сферы.
В связи с предлагаемыми авторами новациями (в части предоставления Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации) требует отдельной правовой оценки вопрос о соотнесении объема их правомочий в административном судопроизводстве в сравнении с объемом прав, уже имеющимся в соответствии с действующим законодательством у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Кроме того, проектируемые редакции статьи 39.1, части 1 статьи 40, часть 11 статьи 51, а также часть 3.1 статьи 208 КАС, возможно нуждаются в конкретизации, касающейся характера предлагаемых конструкций правовых норм.
С учетом изложенного, высказанные замечания могут быть доработаны при подготовке указанного законопроекта ко второму чтению.
Утверждено на заседании Комитета "2" июня 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.