Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 1018744-6 "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы Д.Ю. Носовым, О.А. Куликовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за семейно-бытовое дебоширство, под которым понимается нарушение покоя семьи в месте ее проживания (пребывания), выражающее явное неуважение к члену (членам) семьи, сопровождающееся скандалом и (или) нецензурной бранью, оскорбительным обращением к члену (членам) семьи и (или) порчей имущества, установив при этом в качестве наказания административный штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Авторы инициативы в тексте законопроекта такое понятие как "семейно-бытовое дебоширство" предлагают раскрыть посредством употребления множества оценочных понятий, таких как "покой семьи", "явное неуважение к члену семьи", "скандал", "оскорбительное обращение к члену семьи". Однако соответствующие термины в российском законодательстве отсутствуют, в связи с чем возникает неопределенность правовой основы для применения административной ответственности.
Кроме того, полагаем, что понятие "нарушение покоя семьи" в большей степени зависит от индивидуального восприятия каждого отдельно взятого субъекта.
В связи с чем полагаем, что неопределенность содержания предлагаемых к закреплению правовых норм в случае принятия законопроекта может создать возможность неограниченного усмотрения в процессе правопримения.
Данная позиция нашла отражение в постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П, где сказано, что из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принимаемые правовые нормы должны быть сформулированными с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину сообразовывать свое поведение, как запрещенное, так и дозволенное. Непонятное и противоречивое правовое регулирование порождает произвольное правоприменение.
Также в тексте законопроекта существует неясность относительно того, кого понимать под термином "члены семьи". Согласно Семейному кодексу Российской Федерации к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, другие родственники и иные лица. Таким образом, проживающие совместно, но при этом не имеющие кровного родства или не состоящие в официальном браке лица к членам семьи не относятся.
Кроме того, обращаем внимание, что противоправные действия проектируемой статьи 20.1.1 частично подпадают под состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Оскорбление", вследствие чего может возникнуть конкуренция норм при правоприменении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует субъекту права законодательной инициативы доработать текст законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы с учетом высказанных замечаний и предложений.
Утверждено на заседании Комитета "2" июня 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.