Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 369035-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 17 и Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 14 содержит прямой запрет для государственных и муниципальных служащих на занятие оплачиваемой деятельностью в случае их избрания на выборную должность в органе профессионального союза.
До вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" (далее - Закон от 03.04.2017 г. N 64-ФЗ) отсутствовало ограничение для государственных и муниципальных служащих на участие в управлении профсоюзом в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиального органа управления на безвозмездной основе.
В настоящее время, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в редакции Закона от 03.04.2017 г. N 64-ФЗ государственным и муниципальным служащим предоставлено право участвовать в управлении профсоюзом в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиального органа управления только с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа или соответственно муниципальным правовым актом.
Данные нормы вступают в противоречие не только с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений, но и с рядом международных правовых актов, в частности:
Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.), который в статье 8 гарантирует профессиональным союзам право функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений;
Конвенцией МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (1948 г.), которая предоставила право организации трудящихся и предпринимателей вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий (часть 1 статьи 3). Согласно части 2 статьи 3 указанной Конвенции государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению;
Конвенцией МОТ N 151 (ратифицирована в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 176-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (Конвенции N 151)"), в статье 5 которой указано, что организации государственных служащих пользуются полной независимостью от государственных органов власти, а также пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны государственных органов власти в их создание, деятельность или управление ими, а действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций государственных служащих под господством государственного органа власти или поддерживать организации государственных служащих путем их финансирования или другим путем, с тем чтобы поставить такие организации под контроль государственного органа власти, рассматриваются как акты вмешательства в смысле настоящей статьи.
Комитет по свободе объединений Административного совета МОТ отмечает, что законодательные положения, детально регулирующие внутреннюю деятельность организаций трудящихся, содержат в себе серьезную опасность вмешательства со стороны государственных властей. Всякое законодательство, принятое в этой области, не должно ущемлять права трудящихся, заложенные в принципах свободы объединения (Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. Четвертое издание (пересмотренное) - МОТ, Женева, 1997, п.п. 331, 332, с. 73).
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается вернуть в законодательство норму, действовавшую до вступления в силу Закона от 03.04.2017 г. N 64-ФЗ, предоставив право государственным и муниципальным служащим участвовать в управлении профсоюзами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиального органа управления на безвозмездной основе.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.