Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 369029-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона (далее - проект) разработан в целях:
- урегулирования правоотношений, возникающих в связи с пользованием социальными сетями в сети "Интернет";
- предупреждения причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию;
- предупреждения преступных посягательств в отношении несовершеннолетних при пользовании ими социальными сетями;
- профилактики правонарушений, причинения опасности собственной жизни и вреда собственному здоровью, а также жизни и здоровью окружающих, совершаемых самими несовершеннолетними с использованием социальных сетей в сети "Интернет".
Суть данного законопроекта заключается в исключении возможности пользования социальными сетями в сети "Интернет" анонимными пользователями, достигаемой за счет обязательного удостоверения личности регистрируемых пользователей на основании документов, установленных законодательством Российской Федерации. При этом регистрация несовершеннолетних граждан в социальных сетях должна осуществляться родителями или иными законными представителями несовершеннолетних.
Данный законопроект призван, с одной стороны, оградить несовершеннолетних граждан от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и нравственность, совершаемых в социальных сетях в сети "Интернет"; с другой стороны - выступить действенным средством профилактики правонарушений, совершаемых самими несовершеннолетними.
В свете недавних событий в ряде российских школ, где произошли вопиющих акты насилия по отношению к сверстникам и учителям, совершенные несовершеннолетними, находящимися под влиянием соответствующих групп в социальных сетях в сети "Интернет", актуальность мер, предлагаемых настоящим проектом федерального закона, представляется чрезвычайной.
Кроме того, меры, предлагаемые настоящим законопроектом, в случае его принятия, создадут дополнительные барьеры для различных внутренних и внешних акторов, которые стремятся оказывать негативное воздействие на общественные и выборные процессы в Российской Федерации посредством анонимных манипуляций в социальных сетях.
Невозможно отрицать то влияние, которое оказывается социальными сетями на жизнь современного общества. В социологии под социальными сетями понимаются рассматриваемые в качестве структурных образований устойчивые социальные связи и отношения, объединяющие находящихся в коммуникации социальных акторов, в качестве которых выступают индивиды, социальные группы, организации, города, страны. Понятие "социальная сеть" рассматривается также как круг знакомых человека и социальных связей между людьми. Социальные связи, объединяясь, могут сложиться в сложную сеть, охватывающую огромное число индивидов (например, телефонная связь, сетевая торговля, Интернет).
С активным развитием сети "Интернет" и получением россиянами широкого доступа к нему термин "социальные сети" получил особый смысл, поскольку жизнь современного человека практически невозможно представить без социальных сетей. Социальная сеть представляет собой виртуальный мир, в котором человек проводит значительную часть своей жизни: общается с друзьями, коллегами, узнает новости, делится личными событиями, выкладывает фотографии, аудио- и видеозаписи, наконец, использует социальные сети в рабочих целях.
Положительный эффект социальных сетей неоспорим. Вместе с тем, использование социальных сетей имеет и свои отрицательные стороны, поскольку виртуальные отношения имеют свою особую специфику. Сеть "Интернет", а особенно социальные сети, в настоящее время являются уникальным инструментом в руках злоумышленников, который позволяет последним не только выбрать потенциальную жертву и собрать необходимую информацию о ней, осуществив подготовку к совершению административного правонарушения или преступления, но и выполнить объективную сторону ряда правонарушений или преступных деяний.
Такая ситуация обусловлена тем, что социальные сети выпали из сферы правового регулирования российского законодателя, отношения по использованию социальных сетей в настоящее время практически не урегулированы на законодательном уровне.
В настоящее время любой человек может зарегистрироваться под другим именем, причем как под вымышленным, так и под именем кого-либо из знакомых, создав так называемый "фэйковый аккаунт". На такой странице можно выложить фотографии, написать сообщения, компрометирующие лицо, которому якобы принадлежит страница, совершить преступление под таким вымышленным именем. По мнению правоведов, анонимность как характеристика киберпространства подрывает традиционное развитее и применение права в связи с тем, что пользователь "Интернета" может создать киберличность или образ, совершенно не соответствующий его реальной или физической идентичности, и тем самым уклониться от юридической ответственности.*
Фактически сеть "Интернет" допускает получение доступа к имеющимся в ней информационным ресурсам под псевдонимом либо вообще анонимно. В то же время статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает право, а фактически и обязанность использования гражданином в гражданском обороте собственного имени: как общее правило (абзац 1 пункта 1 статьи 19) установлено, что гражданин приобретает права и обязанности под свои именем; в случаях и порядке, установленных законом (предполагается закрытый перечень), он может использовать псевдоним (абзац 2 пункт 1 статьи 19); использование чужого имени не допускается (пункт 4 статьи 19).
Таким образом, в силу положений статьи 19 ГК РФ допустимым случаям использования псевдонима (абзац 2 пункта 1) и осуществления права на перемену имени (пункт 2) противопоставлены недопустимые случаи приобретения прав и обязанностей под именем другого лица (пункт 4).
Действующее законодательство прямо не устанавливает возможность использовать псевдоним при регистрации в социальной сети. Учитывая то, что пункт 1 статьи 19 ГК РФ предполагает закрытый перечень установленных законом случаев, когда физическое лицо вправе использовать псевдоним, использование вымышленного имени при регистрации в социальных сетях представляется неправомерным.
Необходимо отметить, что наиболее активными пользователями "Интернета", в том числе социальных сетей, и одновременно наиболее уязвимой категорией таких пользователей являются несовершеннолетние. В подростковом возрасте у детей как никогда возрастает потребность в общении, которую они удовлетворяет посредством взаимодействия в социальных сетях, которые позволяют как находить новых друзей и знакомых, так и поддерживать общение с имеющимися друзьями. Вместе с тем, в процессе такого онлайн общения дети могут столкнуться и с рядом онлайн угроз.
Согласно данным последних российских исследований, около половины детей используют для выхода в интернет компьютер, находящийся в общем пользовании. Одновременно многие школьники активно пользуются личными устройствами, среди них наравне с персональным компьютером (57%) лидирует мобильный телефон (45%). В среднем один ребенок для выхода в сеть использует два электронных устройства. Чем старше школьники, тем реже взрослые их контролируют: 70% российских школьников 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются интернетом бесконтрольно - когда рядом нет родителей, старших, учителей. В России дети в среднем начинают выходить в сеть в 10 лет, в городах- мегаполисах - Москве и Санкт- Петербурге, возраст начала использования интернета составляет 9 лет. Почти 80% российских детей указали, что у них есть профиль в социальных сетях. Среди детей 9-12 лет больше половины пользуются социальными сетями. Треть школьников имеет больше одного профиля в различных социальных сетях. Самые активные пользователи социальных сетей - дети 15-16 лет (91%) и 13-14 лет (87%). При этом обращают на себя внимание результаты, полученные для младших школьников 9-10 лет и школьников 11- 12 лет: 60% и 74% соответственно, имеют свои странички в интернете. В среднем российские школьники имеют около 50 друзей в социальных сетях. У шестой части детей (16%) в друзьях более 100 пользователей. У большинства российских школьников (62%) странички в социальных сетях находятся в ограниченном или частично ограниченном доступе, однако, у третьей части опрошенных детей профили открыты всему миру. Примерно от 60% до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы, а также фотографию, на которой видно их лицо, треть детей указывает на странице в сети номер телефона или свой домашний адрес. Российские дети в 6 раз чаще, чем европейские, сталкиваются с сексуальным контентом во всплывающих окнах (42% в России против 7% в Европе) и значимо чаще в социальных сетях (17% в России против 3% в Европе). Практически каждый десятый школьник в возрасте 11-16 лет сталкивался с самым экстремальным типом контента - порнографией с насилием (9%). В среднем по России 23% детей, которые пользуются "Интернетом", были жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Основная площадка кибербуллинга в Рунете - социальные сети. Основные приемы кибербуллинга: отправление пользователю сообщений непристойного и обидного характера, либо размещение подобной информации о ребенке в открытом доступе в "Интернете". Треть (28%) российских школьников встречали или получали лично сообщения сексуального характера в "Интернете", причем более 15% - раз в месяц и чаще. По проценту детей, получающих или сталкивающихся с сообщениями сексуального характера в "Интернете", Россия опережает все европейские страны. 46% детей в возрасте 11-16 лет сталкивались с сайтами, несущими угрозу их физическому здоровью и благополучию, а также с сайтами, где пропагандируется насилие и расовая ненависть. 29% детей сталкиваются с ненавистническим контентом, 28% детей посещают сайты, где обсуждаются способы чрезмерного похудения, 14% детей заходят на сайты, посвященные причинению физического вреда себе и другим людям, 13% - на сайты, пропагандирующие наркотики, 11% - на сайты, описывающие способы совершения суицида.**
Таким образом, очевидны риски и возможный вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетних от использования ими социальных сетей. В связи с этим очевидно назрела острая необходимость в минимизации указанных угроз и рисков посредством ограничения доступа несовершеннолетних к социальным сетям.
С учетом изложенного, проектом предлагается урегулировать ряд вопросов, связанных с пользованием социальными сетями.
Проектом предлагается ввести понятийный аппарат в области использования социальных сетей: закрепить такие термины как "социальная сеть", "пользователь социальной сети", "владелец социальной сети".
В целях решения проблемы так называемых "фэйковых аккаунтов", предупреждения совершения правонарушений лицами, создающими такие "фэйковые аккаунты" в социальных сетях и повышения эффективности правоприменительной деятельности, проектом предлагается установить, что при регистрации в социальной сети физическое лицо обязано предоставить в электронной форме документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации), позволяющий установить фамилию, имя, отчество (при наличии) и возраст указанного физического лица, а также согласие на обработку его персональных данных. Перечень соответствующих документов согласно проекту устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с проектом устанавливаются специальные правила регистрации в социальных сетях малолетних, то есть несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Предлагается установить, что регистрация в социальной сети несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, осуществляется его законными представителями - родителями, усыновителями или опекунами, которые должны предоставить в электронной форме свое письменное согласие на регистрацию в социальной сети несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, документы, удостоверяющие личность законных представителей несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, и предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие полномочия законных представителей несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет.
Следует отметить, что предлагаемые проектом изменения согласуются с мнением большинства россиян, которые хотят оградить своих детей от рисков и угроз физическому и психическому здоровью детей, которые таят в себе социальные сети. Так, 10 апреля 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования отношения россиян к законодательным инициативам по регулированию доступа к социальным сетям, согласно которым идея запрета на выход в социальные сети детям до 14 лет нашла поддержку среди населения: "за" выступили 62% россиян, причем среди самой молодой возрастной группы опрошенных (18-24 года), эта доля составляет 67% - больше, чем среди 60-летних и старше (60%).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил обработки владельцем социальной сети персональных данных, предоставляемых физическим лицом при регистрации в социальной сети;
2) акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, определяющего перечень документов, удостоверяющих личность (в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации), позволяющих установить фамилию, имя, отчество (при наличии) и возраст физического лица при регистрации в социальной сети.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.