Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 373645-7 "О системе распределенного национального майнинга"
Досье на проект федерального закона
Вносимый законопроект разработан в целях регулирования отношений, связанных с производством и оборотом на территории Российской Федерации цифровых финансовых активов.
Криптовалюта - разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах. Как правило, учёт криптовалют децентрализирован. Функционирование данных систем основано на технологии блокчейна. Информация о транзакциях обычно не шифруется и доступна в открытом виде. Для обеспечения неизменности базы цепочки блоков транзакций используются элементы криптографии (цифровая подпись на основе системы с открытым ключом, последовательное хеширование).
Ключевой особенностью нынешних криптовалют является отсутствие какого-либо внутреннего или внешнего администратора. Поэтому банки, налоговые, судебные и иные государственные или частные органы не могут воздействовать на транзакции каких-либо участников платёжной системы. Передача криптовалют необратима - никто не может отменить, заблокировать, оспорить или принудительно (без приватного ключа) совершить транзакцию. Однако участники сделки могут добровольно, временно и взаимно блокировать свои криптовалюты в качестве залога или установить, что для завершения либо отмены сделки требуется согласие всех (или произвольных дополнительных) сторон.
В связи с тем, что используемые в настоящий момент цифровые финансовые активы не находятся под государственным контролем и фактически могут быть использованы для ведения противоправной деятельности и спонсирования террористических организаций, необходимо ввести в оборот цифровой финансовый актив полностью подконтрольный государственным органам Российской Федерации и который может быть использован для ведения хозяйственной деятельности между субъектами делового оборота (физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами) на территории Российской Федерации.
Проект федерального закона "О системе распределенного национального майнинга" регламентирует возможность взимания налоговых отчислений по факту создания цифровых финансовых активов до начала их коммерческого использования.
Данный цифровой финансовый актив предлагается назвать "крипторублем" и обеспечить возможность его использования в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации. За органами государственной власти Российской Федерации предлагается закрепить полномочия по контролю за обращением данного цифрового финансового актива.
Пока "крипторубль" не запущен в обращение, сложно предугадать реальные объемы операций с использованием данных новых технологий. Учитывая, что контроль выпуска, оборота и использования будет государственным, вполне можно спрогнозировать, что в дальнейшем "крипторубль" будет способом расчетов по договорам государственных компаний, государственных корпораций, крупных финансовых структур и т.д.
То есть, "крипторубль" будет направлен на оптимизацию системы расчетов между субъектами делового оборота и финансовыми институтами. Также с помощью использования "крипторубля" можно массово вовлечь в экономику России денежные средства в виде цифровых финансовых активов, которые находятся в распоряжении как юридических, так и физических лиц.
При этом в распоряжении как юридических, так и физических лиц находится резерв огромных вычислительных мощностей. Данные вычислительные мощности остаются в значительной степени неиспользуемыми, поскольку применяются лишь в качестве обычных развлекательных платформ или суррогатов пишущих машинок.
С учетом того, что в растущей "цифровой экономике" уже на начальных этапах требуется значительный объем "крипторублей", и в дальнейшем данная потребность будет только нарастать, целесообразно использовать на полный объем вычислительные мощности с компенсацией за их использование.
Законопроектом гарантируется прозрачность: процесса идентификации субъектов, заключения договора, процесса работы программ, используемых для добычи "крипторублей", а также абсолютная прозрачность администрирования налоговых платежей.
Принятие представленного проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и не потребует изменения иных финансовых обязательств государства. В связи с этим на представленный законопроект не требуется получение заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О системе распределенного национального майнинга"
Принятие представленного проекта федерального закона "О системе распределенного национального майнинга", не потребует внесения изменений в какие-либо иные законодательные акты Российской Федерации, а также не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу каких-либо других законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.