Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 371836-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Так, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), а также в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 44-ФЗ), исключив из перечня государственные и муниципальные унитарные предприятия, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, если закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения полностью соответствуют поручению Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение Федерального закона N 44-ФЗ только на те закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Изначально заявленные цели перевода всех закупок унитарных предприятий под сферу действия Федерального закона N 44-ФЗ (обеспечение конкуренции и прозрачности закупок) не дают экономического эффекта и не обеспечивают качество. Кроме того, сравнительный анализ закупок за 8 месяцев 2017 года показывает, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обеспечивает ни рост конкурентных процедур, ни рост экономии.
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017 года, предписывает формировать планы закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 7 данной статьи план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются получателем бюджетных средств.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе, реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара влекут отсутствие возможности у унитарных предприятий эффективно реагировать на воздействие различных факторов внешней среды.
Таким образом, принятие и реализация данного законопроекта позволит государственным и муниципальным унитарным предприятиям осуществлять расходование небюджетных средств, полученных ими от осуществления своей деятельности, руководствуясь Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что позволит им оставаться конкурентоспособными с иными организациями и достигать целей, в соответствии с которыми данные унитарные предприятия были созданы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.