Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 371628-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 20 января 2017 г. N Пр-127, указов Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" и от 23 февраля 2017 г. N 91 "Об утверждении Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу".
В целях реализации названных указов Президента Российской Федерации законопроектом предлагается определить способы распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД), созданные по заказу Фонда перспективных исследований (далее - Фонд), что позволит обеспечить, в частности, внедрение механизмов стимулирования применения технологий и их трансфера между военным и гражданским секторами экономики, создание и развитие отраслевых кластеров и инжиниринговых центров на базе научных организаций оборонно-промышленного комплекса и, как следствие, повысит независимость и конкурентоспособность России на мировой арене. Поскольку Фонд обеспечивает осуществление разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, объем полномочий по распоряжению правами Российской Федерации на РИД, созданные по заказу Фонда, предлагается установить такой же, как законодательно предусмотрен для государственных заказчиков государственного оборонного заказа (пункт 7 Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233).
В силу Федерального закона N 174-ФЗ "О Фонде перспективных исследований" (далее - Закон N 174-ФЗ) в действующей редакции права на РИД после их создания должны быть переданы государственным заказчикам для их использования в интересах обороны страны и безопасности государства или на коммерческой основе заинтересованным организациям для внедрения в гражданском секторе экономики (часть 2 статьи 9 Закона N 174-ФЗ).
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации передача прав на РИД, предусмотренная Законом N 174-ФЗ (статья 9), осуществляется только на основании договора об отчуждении исключительного права (статья 1234). Предоставление права использования РИД осуществляется на основании лицензионных договоров (статья 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако Закон N 174-ФЗ в действующей редакции обязывает осуществлять отчуждение исключительного права на РИД, не предусматривая возможности предоставлять права на РИД на основании лицензионных договоров, в том числе нескольким потребителям, а также использовать Фондом в последующих разработках созданные по его заказу РИД.
В целях решения указанной проблемы предлагается расширить возможности Фонда по управлению правами на РИД при безусловном соблюдении интересов государства. При этом целесообразно предусмотреть, что распоряжение правами на РИД от имени Российской Федерации осуществляет Фонд на основании решений, принимаемых высшим органом управления Фонда - попечительским советом, путем их внедрения или предоставления лицензий на использование РИД в целях, определенных Законом N 174-ФЗ (по аналогии с механизмом, используемым государственными заказчиками).
Также законопроектом в качестве одного из способов передачи прав на РИД предусмотрена передача управления правом Российской Федерации на РИД. Данный способ будет применяться в случае принятия решения о передаче прав РИД федеральным органам исполнительной власти или государственным корпорациям, поскольку при передаче им прав на РИД, созданных по заказу Фонда, собственник РИД - Российская Федерация не меняется, меняется только лицо, уполномоченное распоряжаться соответствующими правами от имени Российской Федерации.
Реализация указанных предложений позволит обеспечить внедрение РИД, созданных по заказу Фонда, наиболее эффективным в каждом конкретном случае способом при безусловном соблюдении интересов Российской Федерации.
Кроме того, в целях исключения неоднозначного толкования отдельных положений Закона N 174-ФЗ предлагается уточнить содержание финансового плана доходов и расходов (бюджета) Фонда на трехлетний период, определенное в пункте 4 части 9 статьи 11 Закона N 174-ФЗ: согласно данному пункту в действующей редакции финансовый план предусматривает объем финансирования проектов, прошедших отбор, объем денежных средств для обеспечения деятельности Фонда. При этом Фонд для достижения цели своей деятельности осуществляет не только финансирование проектов, прошедших отбор, но также осуществляет функции, определенные частью 2 статьи 3 Закона N 174-ФЗ, в том числе организует поиск, заказ на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения, обеспечивает доведение данных идей и решений до уровня проектов и другие.
Однако включение расходов Фонда на данные мероприятия в финансовый план пунктом 4 части 9 статьи 11 Закона N 174-ФЗ в действующей редакции не указано. Также предлагается конкретизировать полномочия Правительства Российской Федерации, определенные частью 3 статьи 9 Закона N 174-ФЗ, предусмотрев, что Правительство Российской Федерации устанавливает не только порядок передачи прав на РИД, как указано в действующей редакции Закона N 174-ФЗ, но также и условия их передачи.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Изменения, предусмотренные законопроектом, будут способствовать эффективному и оперативному внедрению РИД, создаваемых по заказу Фонда, при безусловном соблюдении интересов государства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие предлагаемого законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 г. N 429 "О порядке передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения)".
Обоснование необходимости подготовки - законопроектом предусматривается определить способы распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований.
Ответственный за подготовку - Минобрнауки России, Фонд перспективных исследований, Минэкономразвития России, Минфин России, Роспатент.
Сроки подготовки - в течение 90 дней после дня официального опубликования предлагаемого проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.