Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 371567-7 "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения Федеральной службой судебных приставов возможности реализации в полном объеме полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за юридическими лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности.
1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 230-ФЗ не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
На сегодняшний день в рамках реализации положений Федерального закона N 230-ФЗ Федеральной службой судебных приставов принято к рассмотрению более 4,5 тыс. обращений на нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, по 3,4 тыс. обращений направлены ответы, более 1 тыс. находятся на рассмотрении.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).
При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в соответствующий государственный реестр, так называемых серых коллекторов.
Вместе с тем на практике применение данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также серых коллекторов являются проблематичными.
В частности, при рассмотрении вопроса о привлечении должностными лицами ФССТ России указанных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.57 КоАП, необходимо осуществить комплекс процессуальных действий, направленных на установление наличия или отсутствия события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в том числе с точки зрения психологического давления на граждан.
Так, при выявлении административных правонарушений, связанных с раскрытием сведений о должнике и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений на жилом помещении, доме, строении, а также посредством сообщения по месту работы должника, для установления личности правонарушителя, свидетелей, осмотра места совершения административного правонарушения должностным лицам ФССП России требуется значительное время.
После выявления вышеуказанных правонарушений необходимо провести комплекс мер, который предлагается осуществлять в рамках предоставленных должностным лицам полномочий по проведению административного расследования.
Кроме того, возникают проблемы с истребованием сведений (информации), необходимых для разрешения дела. Например, должностное лицо ФССП России не имеет полномочий получать необходимую информацию от операторов сотовой связи, чтобы подтвердить количество состоявшихся телефонных переговоров либо отправленных сообщений. Операторы сотовой связи чаще всего отказывают в предоставлении соответствующей информации, ссылаясь на законодательство Российской Федерации о защите персональных данных.
Приводя конкретные примеры, можно указать на решение Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2017 г. по апелляционной жалобе ООО "Сентинел Кредит Менеджмент" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 мая 2017 г., принятое судьей Фроловым Н.Н. В частности, судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не были учтены показания третьих лиц, с которыми осуществлялось взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, поскольку они отбирались должностными лицами, не имеющими полномочий для сбора объяснений и доказательств по делу об административном правонарушении. Таким образом, все обстоятельства и доказательства, собранные по делу в рамках рассмотрения обращения заявителя, судом апелляционной инстанции приняты как ничтожные.
Учитывая вышеизложенное, основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор доказательств. В рамках возбуждения дела об административном правонарушении сбор доказательств является затруднительным, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены.
В отношении статьи 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат согласно части 1 статьи 28.7 КоАП).
Законопроектом предлагается до направления материалов административного дела в суд предусмотреть возможность проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Необходимо отметить, что количество поступающих и рассматриваемых обращений граждан постоянно растет, так же как и количество выявляемых административных правонарушений, фактов привлечения к административной ответственности.
За первое полугодие 2017 года ФССП России принято к рассмотрению 6723 обращения граждан по фактам нарушения положений Федерального закона N 230-ФЗ.
Следует отметить, что при осуществлении ФССП России контрольно-надзорных функций на протяжении первого полугодия 2017 года наблюдается динамичный рост количества поступающих и рассматриваемых обращений граждан, а также количества выявляемых правонарушений и фактов привлечения нарушителей к административной ответственности.
Реализация законопроекта позволит проводить более тщательное расследование факта выявления административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что, в свою очередь, снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания по указанной категории административных правонарушений.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.