Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 376669-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подготовлен в целях актуализации законодательства о контрольно-надзорной деятельности и направлен на обеспечение реализации положений приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 13 июля 2016 г. N 1).
В целях совершенствования порядка осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В целях совершенствования правового регулирования лицензионного контроля предлагается установить, что порядок его организации и осуществления устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях восполнения правового пробела в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предлагается включить в определение муниципального контроля организацию и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях расширения сферы применения риск-ориентированного подхода законопроект предусматривает установление полномочий высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ), а также по установлению критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 4 статьи 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях приведения отдельных положений Федерального закона N 294-ФЗ во взаимное соответствие законопроектом предусматривается включение в число объектов, причинение вреда которым исключает направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда (часть 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях уточнения порядка объявления предостережения законопроектом предусматривается, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требований о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов (часть 6 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях расширения возможностей применения мероприятий по контролю, осуществление которых проводится без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, законопроектом предлагается расширить случаи получения контрольно-надзорным органом информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя без возложения на них обязанностей, не предусмотренных законодательством (пункт 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
Также законопроектом предлагается внести изменения в часть 11.3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в целях ее согласования с положениями пунктов 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ об установлении порядка организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Предусмотрено внесение изменений в пункт 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в целях его согласования с положениями пункта 5.1 статьи 2, части 8 статьи 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ по порядку утверждения индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В целях установления гарантий прав подконтрольных субъектов при проведении плановых (рейдовых) обследований законопроектом предлагается установить, что данные мероприятия по контролю не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (часть 3 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ).
В целях снижения нагрузки на контрольно-надзорные органы законопроектом предусмотрено исключение из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, информации о внеплановых проверках, проводимых в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
Целями таких проверок является оценка соответствия правилам предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования) сведений, содержащихся в заявлениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и приложенных материалах, состояния производственных объектов, работников. Указанные проверки не влекут предписаний и мер административной ответственности, являются частью процедуры оказания государственных услуг, в связи с чем внесение информации о них в единый реестр проверок не ведет к повышению открытости контрольно-надзорной деятельности.
Также в текст Федерального закона N 294-ФЗ вносится ряд редакционных изменений, направленных, в частности, на указание требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Помимо изменений в Федеральный закон N 294-ФЗ законопроект предусматривает внесение изменения в статью 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения использования риск-ориентированного подхода при организации лицензионного контроля.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.