Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 374380-7 "О внесении изменения в статью 12.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в городах неуклонно возрастает количество автотранспорта, что порождает его временное размещение (стоянку) на участках с зелеными насаждениями, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках и иных объектах благоустройства.
Такие действия приобрели массовый характер, создают неудобства для проживания граждан, приводят к порче транспортными средствами зеленых насаждений и объектов благоустройства.
До недавнего времени одним из способов решения этой проблемы было установление в законодательстве субъектов Российской Федерации административной ответственности за оставление транспортных средств на не предназначенных для стоянки местах (газонах, детских и спортивных площадках), однако сложилась судебная практика о признании таких нормативных положений противоречащими федеральному законодательству.
Суды полагают, что в этих случаях региональный законодатель вторгается в область правоотношений, урегулированных на федеральном уровне, то есть превышает свои полномочия, установленные статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2011 N 64-Г11-36, от 20.05.2015 N 81-АПГ15-3, от 02.12.2015 N 2-АПГ15-9).
В части региональной судебной практики можно привести пример решения Калужского областного суда от 25.03.2013, которым были удовлетворены требования прокурора Калужской области о признании пункта 1.19 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-03 "Об административных правонарушениях в Калужской области" противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда, суд пришел к выводу, что данной нормой устанавливается ответственность в сфере эксплуатации и содержания транспортных средств.
При этом, как указано в решении суда и определениях Верховного суда Российской Федерации, порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение Правил установлена ст. 12.19 КоАП Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных требований к Правилам дорожного движения, в том числе путем установления дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно - и ответственности за их нарушение.
В целях устранения коллизии толкования и применения положений части 1 статьи 12.19. КоАП РФ, без изменения существа состава, предлагается уточнить, что действия по нарушению правил остановки или стоянки транспортных средств понимаются в смысле, определенном Правилами дорожного движения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесение изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.