Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 6 июня 2016 г.
по проекту федерального закона N 1069639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения отдельных положений о банковском сопровождении государственных контрактов (контрактов), прав, обязанностей и ответственности субъектов правоотношений в сфере государственного оборонного заказа),
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1069639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования отношений в сфере государственного оборонного заказа. В этих целях законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон) ряд изменений касающихся:
расширения основных прав головного исполнителя и исполнителя;
уточнения режима использования отдельного счета в связи с расширением прав головного исполнителя и исполнителя;
понятийного аппарата Федерального закона (вводится новый термин - "продукция с длительным технологическим циклом производства").
Законопроект предусматривает возможность:
возмещения (компенсации) головному исполнителю понесенных за счет собственных средств расходов, связанных с формированием запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при получении авансовых платежей от государственного заказчика. Согласно пояснительной записке ожидается, что это позволит головным исполнителям погашать кредиты, привлеченные для формирования опережающих запасов, в том числе полученных до момента подписания государственного контракта, за счет средств авансовых поступлений, то есть, не дожидаясь полного исполнения государственного контракта, что снизит издержки на уплату процентов по кредитам и, как следствие, рост стоимости продукции по государственному оборонному заказу;
перечисления головному исполнителю денежных средств в размере плановой прибыли при частичном исполнении государственного контракта, в том числе при выполнении работ и оказании услуг;
возмещения (компенсации) исполнителям понесенных за счет собственных средств расходов, связанных с формированием запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа в случаях:
после исполнения контракта;
в ходе исполнения контракта, при изготовлении продукции с длительным технологическим циклом производства (более 6 месяцев).
Законопроектом предусмотрена разработка:
порядка отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства, а также порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции (устанавливается Минпромторгом России, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос");
порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа (определяется Минпромторгом России, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос");
порядка уведомления государственным заказчиком уполномоченного банка о размере прибыли, возможной к перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция (в том числе товары, работы, услуги) (определяется государственным заказчиком);
порядка уведомления уполномоченного банка о размере расходов головного исполнителя, связанных с формированием за счет собственных средств запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказ (определяется государственным заказчиком).
В целях обеспечения безусловного и своевременного выполнения заданий государственного оборонного заказа и создания механизма обязательности заключения контрактов в рамках государственного оборонного заказа предлагается установить обязанность заключать контракт для хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения такого контракта. За отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения указанного контракта предлагается предусмотреть административную ответственность.
Также дополняется перечень разрешенных в соответствии с режимом использования отдельного счета операций:
разрешением на возврат процентов по кредитам, перечисленным уполномоченным банком исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке для исполнения контрактов в рамках сопровождаемой сделки, при отсутствии (недостаточности) авансирования по контрактам;
обязательными платежами в бюджетную систему Российской Федерации и выплатами, связанными с предоставлением работникам установленных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения).
Федеральной антимонопольной службе предоставляется доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа.
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что принятие законопроекта позволит в целом при сохранении режима прозрачности движения бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, урегулировать часть проблемных вопросов, возникающих в ходе выполнения оборонного заказа, повысить эффективность расходования бюджетных средств и оптимизировать процесс взаимодействия заинтересованных сторон между собой.
Вместе с тем, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, при доработке законопроекта ко второму чтению дополнительного обсуждения требует вопрос об установлении права перечисления средств в размере прибыли после частичного исполнения государственного контракта, контракта, как головному исполнителю, так и исполнителю, изготовляющему (разрабатывающему) продукцию с длительным технологическим циклом, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция (отдельный этап) (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта), поскольку в долгосрочных государственных контрактах в рамках выполнения государственного оборонного заказа участвуют как головные исполнители, так и исполнители, которые могут производить (разрабатывать) продукцию с длительным технологическим циклом, а результатом такого частичного исполнения является отдельная партия поставленного товара, отдельный этап выполнения работ (оказания услуг). Введение такой нормы позволит исключить неравенство условий исполнения заданий государственного оборонного заказа для головного исполнителя и исполнителей государственного оборонного заказа.
Также, Комитет Государственной Думы по обороне, считает целесообразным в рамках данного законопроекта рассмотреть возможность внесения следующего изменения - с целью соблюдения равных условий исполнения государственного оборонного заказа для головного исполнителя и исполнителя, участвующих в одной сопровождаемой сделке, предусмотреть возможность возврата сумм займов, кредитов и процентов по ним, не только исполнителю, но и головному исполнителю (пункт 2 статьи 8.4 Федерального закона и подпункт "а" пункта 5 статьи 1 законопроекта).
Кроме того, Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает предложение Федеральной антимонопольной службы по уточнению положения законопроекта в части изменений, предлагаемых к внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения эффективности применения этих изменений (предлагается исключить из проектируемой редакции части 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положение, предусматривающее изъятие для состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, "злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке").
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1069639-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.П. Комоедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.